Акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» – одно из ведущих ракетно-космических предприятий России, реализовавшее более 50 крупных проектов, в том числе три национальные оборонные программы:
Разработка образцов ракетной техники, ставшая основой деятельности предприятия, началась в 1944 году под руководством Владимира Николаевича Челомея в конструкторском бюро по созданию нового вида оружия – самолетов-снарядов, организованном в Москве на авиационном заводе №51, во главе которого ранее стоял Н.Н. Поликарпов. |
|
За период с 1944 по 1953 гг. коллективом предприятия спроектированы, изготовлены и прошли летные испытания беспилотные летательные аппараты с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (10Х, 14Х, 16Х) для уничтожения объектов и целей на значительном удалении от рубежа пуска с авиационных носителей. Этим новым видом оружия оснащались самолеты Ту-2, Ту-4 и Пе-8. Затем работы над самолетами-снарядами подобного класса были переданы в КБ А.И. Микояна, но не получили там дальнейшего развития. |
КР 10Х | КР 16Х |
В 1954 году под руководством В.Н. Челомея на базе завода №500 в Тушино была организована Специальная конструкторская группа (СКГ), на которую была возложена задача по доведению до сдачи на вооружение самолета-снаряда 10ХН с наземным стартом. Основу этой группы составили сотрудники, работавшие в коллективе завода №51 в 1944 – 1953 годах.
Однако, не ограничиваясь рамками этой работы, В.Н Челомей вышел в Правительство с предложением участвовать в конкурсе по разработке и созданию оружия следующего поколения – ударных крылатых ракет для вооружения подводных лодок (ПЛ) Военно-Морского Флота страны. В основе предложения был комплекс вооружения с ракетой оригинальной схемы с турбореактивным двигателем (ТРД).
Необычность предложенной схемы крылатой ракеты заключалась в том, что она размещалась на подводной лодке в малогабаритном герметичном цилиндрическом контейнере со сложенными крыльями. Старт ракеты осуществлялся из того же контейнера после всплытия ПЛ на поверхность, а крылья раскрывались автоматически синхронно на начальной стадии полета сразу после выхода ракеты из контейнера. Эта оригинальная идея обеспечила победу предприятия в конкурсе.
В 1955 г. СКГ реорганизуется в Союзное опытно-конструкторское бюро № 52, и коллектив переводится в г. Реутов Московской области на территорию Реутовского механического завода.
Развернулась напряженная работа над созданием ракеты П-5. Были созданы и сданы на вооружение ВМФ комплексы морского базирования (П-5, П-5Д) и наземного базирования (С-5), оснащенные крылатой ракетой, предназначенной для поражения целей, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника. ВМФ страны получил грозное современное оружие, а Советский Союз – средства сдерживания амбиций США в период «холодной войны».
На основе полученного опыта параллельно велось проектирование и создание комплексов П-6 и П-35 с противокорабельными самонаводящимися крылатыми ракетами с избирательным поражением надводных кораблей противника, находящихся за радиолокационным горизонтом.
Комплексами П-5, П-5Д и П-6 вооружались подводные лодки проектов 644, 651, 665, 659, 675 и 644-Д, комплексом П-35 и его модернизацией «Прогресс» – надводные корабли проектов 58 («Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин», «Варяг») и 1134 («Вице-адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд», «Севастополь», «Владивосток»), мобильные и стационарные комплексы наземного базирования.
КР П-5 | ПКР П-6 |
ПКР П-35 |
ПКР П-35. Старт с НПУ. |
В 60-е годы предприятие создает комплексы ракетного оружия с противокорабельной самонаводящейся крылатой ракетой с подводным стартом. Первый из таких комплексов – «Аметист» – в 1968 году был сдан на вооружение ВМФ. Комплексом вооружались подводные лодки проектов 661 и 670.
ПКР Аметист | ПКР Гранит |
ПКР Малахит | ПКР Базальт |
|
|
Старт ПКР «Гранит» с крейсера «Петр Великий» |
ПБРК «Бастион» |
КА системы глобальной морской космической разведки с бортовой радиолокационной станцией |
Предполагалось, что космические аппараты системы морской разведки будут выводиться на орбиту ракетой-носителем среднего класса разработки предприятия. Эта же ракета должна была выводить в космос и первый в мире маневрирующий спутник, разработка и изготовление которого также шли на предприятии. |
|
|
В 1963 году был произведен запуск первого в мире маневрирующего спутника «Полет-1». В это же время на предприятии шла разработка космической системы для противоспутниковой обороны. |
Ракетоплан. Проект 1960-х гг. | Легкий космический самолет. Проект 1980-х гг. |
Станция «Протон» | Пилотируемый корабль для облета Луны с использованием РН «Протон». Проект 1964 год |
Прогрессивные технические решения ракеты УР-500 позволили в рамках разработанного в ОКБ-52 в 1964–1965 гг. проекта по облету Луны человеком (проект ЛК-1) поставить вопрос разработки трехступенчатой ракеты-носителя и создать в короткое время тяжелую ракету-носитель УР-500К, позже названную «Протон». В дальнейшем именно РН «Протон» обеспечила запуски в космос пилотируемых станций семейства «Салют», автоматических станций «Алмаз», космических аппаратов «Венера», «Зонд», «Луна», «Марс», базового блока и модулей комплекса «Мир», множества телекоммуникационных и военных космических аппаратов, а также двух базовых блоков – первых элементов международной космической станции. |
|
|
Для отработки технических решений, примененных при создании орбитального маневрирующего боевого блока (проекты АБ-200 для МБР УР-200 и АБ-500 для УР-500) на предприятии был создан летательный аппарат МП-1, маневрирующий в атмосфере с высокими гиперзвуковыми скоростями при помощи аэродинамических органов управления, пуск которого был успешно осуществлен в 1961 году. Уже работа над УР-200 позволила создать на предприятии коллектив специалистов в области ракетостроения, сформировать новую кооперацию смежников и открыла путь к уверенному освоению нового направления работ по МБР легкого класса, но, в отличие от УР-200, шахтного базирования. |
С 1965 года в деятельности предприятия начался новый этап освоения космоса – создание пилотируемого ракетно-космического комплекса РКК «Алмаз» для глобального наблюдения поверхности Земли из космоса, который планировалось выводить на орбиту с помощью ракеты-носителя УР-500К. Состав РКК «Алмаз»: орбитальная пилотируемая станция, транспортный корабль снабжения (ТКС), многоразовый возвращаемый аппарат для доставки и спуска с орбиты экипажа (ВА), капсула для спуска на Землю носителей информации. Все элементы РКК и наземная инфраструктура прошли полномасштабную наземную и летную отработку. Система «Алмаз» разрабатывалась и создавалась на фоне массового развертывания ракет УР-100. С её помощью требовалось обеспечить эффективное избирательное поражение точечных целей в глубине территории противника, в т.ч. замаскированных. В то время считалось, что способом выявления этих целей могла быть только фотосъемка высокого разрешения с участием человека. Станция «Алмаз» создавалась как носитель фотоаппарата с фокусным расстоянием порядка 10 м и диаметром объектива около 1 м. Доставка фотоснимков с орбиты должна была осуществляться в специальных, снаряжаемых экипажем капсулах, доставляемых в космос тяжелым транспортным кораблем снабжения. ТКС в составе ВА и функционально-грузового блока (ФГБ), как и станция, выводился на орбиту ракетой–носителем УР-500К. |
|
|
Для отработки системы «Алмаз» и других образцов ракетно-космической техники на предприятии была значительно расширена стендовая база. Были введены в эксплуатацию уникальная вакуумная камера объемом 600 куб.м (ВК-600) и установка теплопрочностных испытаний (УТПИ). |
Артюхин Ю.П., Попович П.Р на борту ОПС «Салют-3» | Волынов Б.В., Жолобов В.М. | Горбатко В.В., Глазков Ю.Н. |
Демин Л.В., Сарафанов Г.В. | Зудов В.Д., Рождественский В.И. |
Ещё ранее, в 1970 году, несколько корпусов станций прямо с завода-изготовителя были переданы в ЦКБЭМ (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева), под станции научного назначения по программе ДОС («Салют», «Салют-4»), получившие дальнейшее развитие на станциях «Салют-6», «Салют-7», комплексе «Мир», научные модули которого создавались на базе ФГБ ТКС комплекса «Алмаз», а также Международной космической станции. Однако к этому времени стало ясно, что решение военно-прикладных задач в космосе можно возложить на автоматические системы. К тому же оказалось, что «человеческий фактор» обходится слишком дорого и усложняет эксплуатацию техники. С появлением средств автоматической фоторазведки работы по орбитальной пилотируемой станции комплекса «Алмаз» были прекращены и задел был переориентирован на создание автоматической станции с радиолокатором на борту. |
|
|
По этой программе с 1976 г. началась разработка ракетно-космической системы с автоматической орбитальной станцией «Алмаз-Т», оснащенной уникальным бортовым радиолокатором высокого разрешения, передающим полученные изображения по радиоканалу на наземный пункт приема информации. Система «Алмаз-Т» была предназначена для проведения комплексного всепогодного круглосуточного наблюдения за поверхностью Земли и мирового океана в целях выполнения программ Министерства обороны страны, народного хозяйства и международного сотрудничества. |
Развитие техники за последние десятилетия сделало актуальным переход на новые размерности образцов ракетно-космической техники. НПО машиностроения вышло с инициативой разработки малоразмерных КА, выводимых на орбиты с помощью ракет-носителей, создаваемых на базе снимаемых с боевого дежурства ракет типа УР-100 последней модификации.
Так, впервые в стране, была предложена система малых космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли на базе унифицированной космической платформы «Кондор-Э». 27 июня 2013 года был запущен на орбиту в интересах Госзаказчика первый и единственный в России космический аппарат, оснащенный радиолокатором высокого разрешения - «Кондор-Э». За время эксплуатации КА были получены радиолокационные снимки, подтверждающие требования ТЗ. А 19 декабря 2014 года состоялся успешный пуск РН «Стрела» со вторым космическим аппаратом «Кондор-Э», запущенным уже в интересах инозаказчика. Все технические характеристики, заложенные при создании аппарата, были подтверждены. Заказчик остался полностью удовлетворен качеством снимков, получаемых с космического аппарата.
Уникальный опыт в области ракетно-космических технологий и постоянный научный и инженерный поиск позволяют уверенно развивать сотрудничество с зарубежными странами. На основе межправительственного соглашения с Республикой Индией создана и успешно работает совместная российско-индийская организация «БраМос».
В ноябре 2002 года предприятие посетил Президент РФ В.В. Путин. Он смог лично убедиться, что все разработки коллектива НПО машиностроения отличают актуальность, масштабность, новизна, прагматичность и убедительная эффективность. Образцы техники, сданные в эксплуатацию, обладают высочайшим качеством, надежностью и практичностью. Подтверждением этого является тот факт, что в настоящее время несут боевую службу 6 комплексов, задуманных и созданных в разное время в стенах предприятия.
Визит Президента РФ в НПО машиностроения. 2002 год |
Президент РФ знакомится с РН «Стрела». 2002 год |
В октябре 2009 года предприятие посетил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. После ознакомления с перспективными разработками НПО машиностроения, он провёл расширенное совещание по вопросам развития обронно-промышленного комплекса.
Визит Президента РФ Д.А. Медведева в НПО машиностроения. 2009 год |
Д.А. Медведев знакомится с противокорабельной крылатой ракетой «БраМос». 2009 год |
Также в 2009 году завершился процесс формирования Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения».
Торжественное открытие памятника академику В.Н. Челомею в г. Реутов. 2014 год |
Торжественное открытие памятника академику В.Н. Челомею на Аллее Героев космоса у Мемориального музея космонавтики в Москве. 2015 год |
В 2014 году прошли масштабные торжества, посвященные 100-летию со дня рождения основателя и первого руководителя предприятия – академика В.Н. Челомея.
В рамках торжественных мероприятий была открыта мемориальная доска академику В.Н. Челомею в МГТУ им. Баумана, прошли научные конференции, чтения и конкурсы памяти академика.
К юбилейной дате вышли в свет первая биографическая книга и книга-фотоальбом о Владимире Николаевиче Челомее, памятная серебряная монета, марка и конверт с его изображением.
В Москве и Реутове открыты памятники Генеральному конструктору академику В.Н. Челомею.
В 2015 году торжественно открыт музей истории и достижений НПО машиностроения. В церемонии открытия приняли участие легендарные космонавты, почетные гости, руководство и ветераны предприятия.
Торжественное открытие музея истории и достижений НПО машиностроения на территории предприятия. |
В настоящее время структура предприятия включает Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ), Опытный завод машиностроения (ОЗМ), дочерние предприятия, филиалы и вспомогательные службы. |
ОЗМ – многопрофильный опытный завод с производственными подразделениями и необходимыми службами.
Комплексная база лабораторно-стендовых испытаний включает: • лаборатории вибрационного анализа конструкций, исследования динамических характеристик и вибрационных испытаний изделий по всей тематике предприятия; • лабораторию испытаний на ударную прочность и устойчивость изделий массой до 60 т; • тепловакуумную лабораторию с имитацией воздействия космической среды, солнечного излучения и космического охлаждения; • гидробассейн для комплексных гидродинамических испытаний; • комплекс теплопрочностных испытаний; • комплекс стендов для прочностных статических испытаний конструкций; • комплекс коллиматорного стенда для измерения диаграмм направленности антенных устройств и эффективной поверхности рассеивания различных объектов. |
Торжественное собрание посвященное присвоению г. Реутов статуса Наукоград РФ. 2003 год |
Официальный символ предприятия – Знамя с Правительственными наградами. 2007 год |
АО «ВПК «НПО машиностроения» как градообразующее предприятие вот уже более 60 лет активно влияет на развитие города Реутова. Указом Президента РФ 29 декабря 2003 года Реутову присвоен статус Наукограда Российской Федерации. Огромный потенциал ученых, специалистов и рабочих Наукограда используется для поддержания роли России как одного из мировых лидеров в области высоких технологий и обеспечивает достойный жизненный уровень населения города.
Деятельность НПО машиностроения высоко оценена. За создание новейших образцов вооружения предприятие было награждено правительственными наградами – орденом Ленина (26 июня 1959 г.), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 г.), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 г.). 9 ноября 2004 года за большой вклад в создание специальной техники и укрепление обороноспособности страны коллектив предприятия был удостоен благодарности Президента РФ.
Сотрудники предприятия, непосредственные участники разработки и создания новых образцов техники, стали Героями Социалистического труда, Героями Труда Российской Федерации, лауреатами Ленинской и Государственной премий, Премии Совета министров СССР, Премии Правительства Российской Федерации, Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Ряд сотрудников награждены орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знаком Почёта, Трудовой славы различной степени, а в последние годы орденами «За заслуги перед Отечеством» разных степеней, орденами Дружбы и Почета.