ОКТЯБРЬ – БАЗОВОМУ ДЛЯ АО «ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ» АЭРОКОСМИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ МГТУ ИМ Н.Э. БАУМАНА ИСПОЛНЯЕТСЯ 35 ЛЕТ

КУЗНИЦА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ

Юбилейная дата подобна новой заданной точке в многомерной системе координат. А пройденный путь, как извилистая долгая дорога, упирается мощными корнями в глубину времени.

35 лет промчались, как одно мгновение. Казалось бы, еще только вчера порог Аэрокосмического факультета переступили первые студенты – талантливые, целеустремленные ребята – юные мечтатели, будущие ученые, покорители космических научных вершин.

Часть 1.
В начале пути

«Мы были полны надежд. Мы верили, что вырастим здесь, в стенах предприятия, силами нашего университета настоящих профессионалов, настоящих специалистов своего дела. И нам достичь этого во многом удалось», – рассказывает корреспонденту газеты «Трибуна ВПК» декан Аэрокосмического факультета Р.П. Симоньянц.

Аэрокосмический факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана, созданный в 1985 году, был призван реализовывать интеграционную технологию инженерной подготовки с непрерывной научно-производственной практикой студентов. Эта технология основана на принципе «погружения» студентов в инженерную среду. Как развитие знаменитого «русского метода обучения», учебный процесс на факультете оптимально сочетает фундаментальную науку с инженерной практикой.

Первая пятилетка АКФ – это был период становления. В те годы шла тяжелая борьба за выживание факультета, битва за минимально необходимые ресурсы. А параллельно шел непрерывный поиск путей реализации идей, заложенных при создании факультета, адаптация к неблагоприятным экономическим, социальным и политическим условиям в стране.

Размеренно и неспешно начинает свой рассказ Ростислав Петрович, погружаясь в глубину ушедшей эпохи, задумчиво вспоминая те непростые и трагические годы: «Мы не осознавали до конца, насколько глубоко задел нашу страну экономический кризис. Но с другой стороны, мы понимали, что долго так продолжаться не может, и что обязательно для граждан России наступят лучшие времена. Но создавать Аэрокосмический факультет в тот период и в тех условиях было особенно тяжело.

У меня хранятся вырезки газеты Балашихинского района «Знамя коммунизма» за 1985 год. Там было опубликовано наше объявление. Мы предлагали молодым людям, которые имели аттестат зрелости и мечтали получить инженерное техническое образование, поступать на Аэрокосмический факультет. Но на этой же странице были размещены и другие объявления: требуются инженеры с окладом 120 рублей. А рядом: электродепо приглашает на работу машинистов с заработной платой 250 рублей после двух месяцев учебы. Еще одно: ПТУ приглашает девушек с образованием 8 классов. Через 2 года – зарплата 180-200 рублей».

В тот период инженерный труд совершенно обесценился. После шести лет напряженного умственного труда, без которого невозможна учеба в университете, предприятие могло предложить молодому специалисту заработную плату не более 120 рублей. Многие сотрудники НПО машиностроения вынуждены были искать иные способы заработка. На предприятии оставались исключительно преданные своему делу люди.

«И в таких условиях мы обязаны были набрать на первый курс факультета сто человек, – продолжает свой рассказ Ростислав Петрович. – В тот год была создана агитационная бригада из молодых сотрудников НПО машиностроения. Ее состав и план работы утвердили распоряжением заместителя Генерального директора по кадрам В.М. Чеха. Все члены бригады напряженно работали. Наступили дни приема документов. Решили организовать встречу с абитуриентами в читальном зале библиотеки города Реутова. Распространили информацию всеми доступными методами: организовывали встречи с личным составом военных частей Реутова и Москвы, собственноручно изготовили и развесили во всех районах Реутова, ближних районах Москвы и области огромное число объявлений.

На эту встречу вместе со мной приехал заведующий кафедрой СМ-2, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии профессор И.М. Шумилов и завкафедрой СМ-8 профессор В.С. Камалов.

С нетерпением и надеждой ждали мы эту встречу. Были уверены, что людей придет много, и, конечно же, волновались. Переживали: справимся ли без микрофона? Обдумывали, как лучше построить беседу с ребятами. И вот наступил этот долгожданный день, долгожданный час… – не пришло ни одного человека. Вы представляете весь ужас нашего состояния?! Что делать? Сорвать план набора мы не имели права».

По словам Р.П. Симоньянца, первые два года набор на Аэрокосмический факультет проводился на вечернее отделение. Почему вечернее? Потому что предприятие остро нуждалось в рабочих кадрах. Вечернее обучение решало одновременно две задачи: отбирало на перспективу талантливую молодежь для подготовки инженеров и закрепляло гарантированно на 6 лет эту молодежь на рабочих местах экспериментального производства. По закону вечернее обучение предназначалось только для работающей молодежи, для тех, кто имеет стаж по избранной специальности не менее трех лет, либо для молодых людей, демобилизованных из рядов Вооруженных Сил. Но набрать на факультет работающую молодежь было нереально.

«Нам разрешили принимать на Аэрокосмический факультет вчерашних школьников, только что окончивших одиннадцать классов и получивших аттестат зрелости, но при одном условии: мы должны были их трудоустроить, ведь букву закона надо соблюдать, – объясняет Ростислав Петрович. – Приглашали ребят отовсюду, со всей страны, а собеседование проводили уже в университете. Собирали, что называется, с миру по нитке. Договорились с предприятием, что в общежитии ПТУ-90 для наших иногородних ребят выделят 25 мест. Это дало возможность отобрать наиболее подготовленных абитуриентов. В итоге, в тот первый год с большим трудом удалось набрать на 100 мест девяносто восемь человек. И все-таки, несмотря ни на что, мы тогда отобрали много замечательных ребят, талантливых, целеустремленных. Они мечтали стать инженерами, и они ехали к нам не за большими деньгами».

Р.П. Симоньянц вспоминает, что в том первом наборе учился молодой человек Виктор Палий, который приехал из сельской местности Черкасской области и который по сегодняшний день работает начальником радиомонтажного цеха. Его однокурсник С.А. Сергеев, ныне Главный энергетик АО «ВПК «НПО машиностроения», приехал из города Балашов Саратовской области. Студентом первого набора 1985 года был и главный специалист службы Главного энергетика АО «ВПК «НПО машиностроения» В.Л. Певень. Поступать на АКФ он приехал из Павлограда Днепропетровской области. В первый же год учебы был призван в армию, окончил обучение лишь в 1994 году. В настоящее время на дипломном курсе АКФ учится его сын Никита. 

С большой теплотой вспоминает Ростислав Петрович и замечательного студента В.А. Пилипчука – целеустремленного, творчески одаренного парня. В украинском селе Новая Мощаница, где он жил, Василий пас коров и постоянно читал книги. Местные ребята его дразнили «ученым пастухом». Завершить обучение ему не удалось – женился, родился сын Сережа. Сын и реализовал мечту отца: поступил и окончил АКФ, а сейчас он успешно работает в КБ-1 нашего предприятия.

В том первом наборе был еще один замечательный человек – С.Е. Чурсин. Он поступил на факультет уже после армии, имея семью и двоих детей, Анну и Романа. То, о чем мечтал отец, блестяще реализовали его дети: Анна и Роман с отличием закончили обучение на Аэрокосмическом факультете и работают сейчас на предприятии.

«Отличительная черта нашего факультета – полное погружение студента в профессиональную среду передовой научно-промышленной организации на весь период его обучения. Эффективность такого погружения зависит от того, насколько тесно студент с этой средой взаимодействует, каким инструментом пользуется. Таким инструментом у нас является непрерывная производственная практика в творческих коллективах подразделений предприятия. Основной метод взаимодействия – научная работа студента под руководством профессоров и преподавателей университета и, самое главное, с участием высококвалифицированных специалистов-консультантов предприятия. Это и есть концептуальная сущность нашей системы инженерной подготовки на факультете – наш «секрет» и ключ к успеху», – признается декан.

Насколько проста сущность этой педагогической идеи, настолько сложна практическая ее реализация. Проведение ежегодных научных конференций студентов – один из основных элементов реализуемой системы подготовки.

«Начиная с первого года своего существования, регулярно в стенах Аэрокосмического факультета мы проводили и проводим студенческие научные конференции. В основном здании МГТУ им. Н.Э. Баумана в середине 80-х годов такая работа у нас была хорошо налажена, – рассказывает Р.П. Симоньянц. – Поэтому мы приглашали талантливых студентов старших курсов, уже опытных исследователей, принять участие в «Студенческой научной весне» только что рожденного вечернего факультета. Рассказать о научных работах и получаемых результатах. Это побуждало студентов браться за предлагаемые творческие задачи, почувствовать себя настоящими исследователями, понять, какое интересное будущее ждет их. Вдохновить и поддержать студентов на научные конференции приходили ученые и специалисты кафедр и предприятия».

Анна ВАНЯН
Фото из архива Аэрокосмического факультета
Продолжение следует