12 ФЕВРАЛЯ - ИСПОЛНИЛОСЬ 20 ЛЕТ СО ДНЯ ПОДПИСАНИЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ ИНДИЕЙ О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

ПРОЕКТ «БРАМОС» – БЛЕСТЯЩИЙ ПРИМЕР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Подписание Межправительственного соглашения с Республикой Индией от 12 февраля 1998 г. при головной роли в этом проекте НПО машиностроения с российской стороны обеспечило развитие новой взаимовыгодной формы военно-технического сотрудничества, позволило сохранить и развить научно-технический и производственный потенциал предприятия и кооперации, а затем приступить к созданию высокоэффективной продукции в интересах обороноспособности нашей страны.

В соответствии с Соглашением учредителями совместной организации «BrahMos Aerospace» (далее СО «БраМос») стали НПО машиностроения и Организация оборонных исследований и разработок Минобороны Республики Индии (DRDO). Эта совместная организация является одним из самых успешных проектов стратегического партнерства двух стран в области совместной разработки высокоэффективных ракетных комплексов.
Целесообразность такого шага понимали Генеральный директор НПО машиностроения Г.А. Ефремов и руководитель Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии А.П.Дж. Абдул Калам. Военно-техническое сотрудничество с DRDO было установлено с 1990 года.

Создание дорогостоящих ракетных комплексов, таких как комплексы с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР), требовало объединения финансовых средств, научного и производственного потенциалов обеих стран в условиях сложной экономической ситуации для нашей страны.

Руководителями НПО машиностроения и DRDO в начале 1990-х годов была определена концепция совместной разработки ракетных комплексов с ПКР с примерно равным финансовым и техническим участием cторон и, как форма организации работ, предложено создание совместной организации.

Среди возможных вариантов сотрудничества предпочтение было отдано совместной разработке ракетных комплексов.

Этот вариант позволял привлечь значительные финансовые средства индийской стороны для разработки комплексов с ПКР.

Открывалась возможность обеспечить многолетнюю загрузку российских разработчиков и изготовителей ракет. Кроме того, создавались прекрасные условия для наиболее эффективного использования достаточно емких в этом виде вооружений рынков Индии и третьих стран.

Вместе с тем необходимо отметить, что в этот период законодательство Российской Федерации предусматривало возможность проведения ВТС с иностранными государствами по совместной разработке и созданию высокотехнологичных комплексов, однако процедура развертывания и проведения таких работ еще не была отработана. В этой связи приходилось все начинать, что называется, с «чистого листа».

Мы стали в известной степени первопроходцами – опыта создания совместных организаций не было ни у России, ни у Индии.

В августе 1994 года в Индии состоялись переговоры по созданию совместной организации, в которых от российской стороны приняли участие представители аппарата Правительства Российской Федерации, Госкомоборонпрома, ГК «Росвооружение» и руководство НПО машиностроения. В ходе переговоров были подписаны Протокол о намерениях и Рабочий протокол.

В феврале 1995 года были разработаны Технико-экономическое обоснование (ТЭО) и Договор о создании совместной организации, которые были подписаны Г.А. Ефремовым и А.П.Дж. Абдул Каламом.

Основными разработчиками ТЭО были А.Г. Леонов, А.Н. Страхов, А.Б. Максичев, В.Г. Сизякин и с индийской стороны С. Пиллей и П. Венугопалан.

Материалы ТЭО рассматривались в различных министерствах и ведомствах. С учетом этих материалов были разработаны проекты решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. При согласовании этих решений возникало много вопросов об организации проведения работ по совместному проекту, получившему название «БраМос».

Исключительно важным вопросом при создании СО «Брамос» было определение источника финансирования проекта с российской стороны.

С учетом сложного положения Российской Федерации в 1990-е годы, обеспечение финансирования работ было возможно только на заемной основе, а источник финансирования – из госдолга Республики Индии. Для решения сложных вопросов финансирования проекта требовалось предоставить НПО машиностроения как соучредителю совместной организации с российской стороны заем в счет средств федерального бюджета под письмо-обязательство Республики Индии о сохранении правовых, налоговых и других условий функционирования создаваемой российско-индийской организации на весь период ее деятельности, а также определить условия возврата заемных средств.

Подготовка и согласование директивных документов, связанных с решением вопросов о финансировании проекта, осуществлялись под руководством А.Н. Семаева.

Решение всех этих вопросов временами казалось невозможным, но оно, после рассмотрения и корректировки в Администрации Президента Российской Федерации, было принято в 1997 году, когда вышло распоряжение Президента РФ. Было одобрено создание совместной индийско-российской организации по финансированию, координации производства и сбыту готовой продукции, а также разрешено использование при совместной разработке научно-технического задела по ПКР «Яхонт» – экспортному варианту ПКР, созданной по заказу Минобороны России. Правительству РФ поручалась подготовка отдельного соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии.

После выпуска распоряжения Президента Российской Федерации в НПО машиностроения началась разработка проекта Межправительственного соглашения.

Это была сложная задача, примеров разработки таких документов не было. Приходилось консультироваться в МИДе, МВЭС России и других ведомствах.

В Соглашении между Правительствами Российской Федерации и Республики Индии необходимо было отразить осуществление сотрудничества путем создания совместной российско-индийской организации по финансированию, координации разработки, производства и сбыту готовой продукции в форме акционерной компании, зарегистрированной в республике Индии; определить соучредителей (участников) этой совместной организации; решить вопросы финансирования.

Для контроля деятельности совместной организации необходимо было создать Наблюдательный совет.

В феврале 1997 года проект Соглашения, после рассмотрения Министерством внешних экономических связей и торговли при участии индийской стороны, был разослан на согласование в министерства Российской Федерации.
После проведения согласования проект Соглашения был представлен МВЭС России в Правительство Российской Федерации, а затем одобрен Президентом РФ.

2 февраля 1998 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации о подписании Межправительственного соглашения, а уже 12 февраля 1998 года Соглашение было подписано.

На снимках: 1. Подписание Межправительственного соглашения с Республикой Индией. 12 февраля 1998 г.
2. Визит доктора А.П.Дж. Абдул Калама в НПО машиностроения. 2005 г.
3. Визит В.В. Путина в СО «БраМос». Дели. 2004 г.

Сергей ДОВГОДУШ,
помощник Генерального директора
Владимир  ПАВЛОВ,
начальник отдела по нормативно-правовому
обеспечению работ с СО «БраМос»