ЗАСЛУЖЕННОЕ ЗВАНИЕ

12 февраля 1959 года руководитель ОКБ-52 В.Н. Челомей приказом Председателя Государственного комитета по авиационной технике был назначен Генеральным конструктором авиационной техники. В те годы предприятие уже заявило о себе, создав первую в мире крылатую ракету с механизмом автоматического раскрытия крыла в полете – П-5.

Активно велись работы над следующими проектами по крылатой тематике. В.Н. Челомей и его коллектив приступили к разработке противокорабельной КР «Аметист», способной стартовать из-под воды, – она также стала первой в своем роде. Задач становилось все больше, повышалась и их сложность: все это требовало от руководителя ОКБ-52 постоянного напряжения сил, внимания, огромной суммы знаний. Когда Владимир Николаевич стал частью немногочисленной плеяды генеральных конструкторов, это подтвердило значимость работы, которой он посвятил свою жизнь.
Н.Г. Бодрихин пишет: «Звания Генерального конструктора до его девальвации в конце 80-х годов XX века в СССР было удостоено лишь несколько десятков человек. Среди них авиаконструкторы А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.С. Яковлев, М.Л. Миль, О.К. Антонов, Г.М. Бериев, Р.А. Беляков, Г.В. Новожилов, М.П. Симонов.
Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков, Р.Л. Бартини не носили звания Генерального конструктора, хотя вполне соответствовали ему. А.А. Микулин, В.Я. Климов, В.А. Добрынин, A.М. Люлька, Н.Д. Кузнецов, С.К. Туманский, А.Д. Швецов были генеральными конструкторами в области двигателестроения; С.Н. Ковалев, И.Д. Спасский – генеральными конструкторами подводных лодок.
Емкое и эффектное звание для своих конструкторов – «Генеральный конструктор» – впервые использовало Министерство авиационной промышленности СССР в 1956 году. Первыми обладателями этого титула стали выдающиеся советские авиационные конструкторы А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Мясищев, П.О. Сухой, А.С. Яковлев.
Первым министерством, перенявшим это звание, стало Министерство радиопромышленности СССР, тогда, в 1963 году, еще Государственный комитет по радиоэлектронике СССР, где первым Генеральным конструктором в январе 1963 года стал выдающийся радиоинженер, творец зенитно-ракетных комплексов страны А.А. Расплетин. В Министерстве общего машиностроения СССР звания генеральных конструкторов появились лишь в 1977 году, когда первыми генеральными конструкторами-ракетчиками стали В.П. Глушко и В.П. Макеев.
Звание Генерального конструктора носили выдающиеся конструкторы систем вооружений: А.А. Расплетин, Б.В. Бункин, В.П. Ефремов, А.И. Савин, Г.В. Кисунько, А.Г. Басистов, Г.И. Северин, И.Г. Акопян, И.С. Селезнев, Г.А. Соколовский; систем ракетно-космической техники: В.Н. Челомей, B.П. Бармин, В.П. Глушко, П.Д. Грушин, В.М. Ковтуненко, Г.Е. Лозино-Лозинский, В.П. Макеев, Г.А. Ефремов, В.Ф. Уткин, Д.А. Полухин. Что удивительно, ни С.П. Королев, ни М.К. Янгель, ни В.П. Мишин никогда не носили этого высокого звания.
Большинство генеральных конструкторов – назначенцы. Конечно, до назначения на эту видную и ответственную должность они не раз демонстрировали свои блестящие организаторские способности, исключительную волю, знания, трудолюбие, выдающееся умение решать вопросы сразу в нескольких областях науки и техники, чтобы создать поразительные по своей мощи и возможностям боевые системы.
«В.Н. Челомей – конструктор совсем иного рода, крупный специалист в самых сложных областях современной механики – теории нелинейных колебаний, устойчивости движения, регулирования и процессов управления. Он не просто знал теорию, а глубоко ее понимал, потому свободно ею владел. Он ясно мыслил, потому ясно излагал сложнейшие проблемы отличным русским языком потомственного интеллигента… Главным коньком В.Н. Челомея было, конечно, практическое применение теории, но и в самые отвлеченные теоретические проблемы вторгаться не упускал случая», – писал один из старейших работников НПО машиностроения Ю.Н. Шкроб в статье «Так работал Челомей», опубликованной в журнале «Знание – сила» (№ 06 (900) от 2002 года).
Любопытный диалог на совещании в кабинете В.Н. Челомея вспоминал ветеран ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Ю.А. Цуриков: «Вечером, когда намеченные вопросы уже обсуждены, Владимир Николаевич вдруг задает вопрос: «Кто такой Генеральный конструктор?» Предлагает высказаться каждому из участников. Ответов последовало много, но больше всего ему понравился тот, который дал один из его ближайших сподвижников – Я.Б. Нодельман: «Генеральный конструктор – это особое качество личности, способной к широкому охвату состояния различных областей техники. Но этого мало: необходимо еще чувствовать и проникать в тенденции развития техники, обобщать и осваивать мировой опыт в целях предвидения возможности применения всего этого в новых разработках. Генеральный конструктор – это еще и военный стратег, глубоко понимающий военное искусство, идущий в своих предложениях впереди оборонной отрасли. И наконец, это талантливый и энергичный организатор и руководитель крупного коллектива специалистов. А коротко: Генеральный конструктор – это генератор передовых идей».
Почти все генеральные конструкторы – подвижники из когорты одержимых. То есть главное, ради чего они живут, – это предмет их целеустремления. <...> Кто-то из них становился Генеральным благодаря и огромным специальным знаниям, никогда не выпячиваемым, и великолепной технической сметке, и умению работать руками, что было свойственно А.Н. Туполеву; кто-то, как П.О. Сухой, выходил на этот рубеж благодаря исключительно тонкому, всеобъемлющему и точному уму, исключительной выдержке и рассудительности. <...>
Каждый Генеральный был обязан ладить и с заказчиками, и с контролирующими работу министерствами, а нередко и с первыми лицами государства, и с разработчиками, и с испытателями, и с конструкторами, и с технологами».
В.Н. Челомей это делал филигранно – неоднократно ему приходилось отстаивать в высших эшелонах власти проекты, которые впоследствии навсегда изменили не только отечественное, но и мировое ракетостроение.
На снимке: совещание в кабинете В.Н. Челомея.
Подготовил
Михаил ЗЛОБИН
по материалам книги Н.Г. Бодрихина «Челомей» (серия «ЖЗЛ»), «Молодая гвардия», Москва, 2014

Фото из архива предприятия