12 АПРЕЛЯ - ИСПОЛНИЛОСЬ 55 ЛЕТ СО ДНЯ ЗАПУСКА МАНЕВРИРУЮЩЕГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА «ПОЛЕТ-2» РАЗРАБОТКИ ОКБ-52 ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА В.Н. ЧЕЛОМЕЯ

ИСТРЕБИТЕЛЬ СПУТНИКОВ

12 февраля 1964 года с космодрома «Байконур» был запущен маневрирующий космический аппарат – прототип истребителя спутников разработки ОКБ-52 Генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея (ныне АО «ВПК «НПО машиностроения»). Этот КА «ИС» получил название «Полет-2». Отличаясь от предшественника, «Полета-1», более насыщенной программой, он стал доказательством эффективной работы ОКБ-52 в области завоевания космического пространства.

Первый шаг в космос человечество сделало в 1957 году, когда «холодная» война между СССР и США велась наиболее активно. С тех пор развитие космической техники в нашей стране шло семимильными шагами. Появлялись все новые и новые задачи, и каждая из них была в своем роде уникальной. Конечно же, важнейшим шагом стало создание системы противокосмической обороны. Были созданы спутники разведывательного назначения, шла разработка спутников для решения задач оборонного плана. Но наиболее серьезно изучался вопрос возможности создания ударных космических средств.

С предложением о создании космических систем: противокосмической обороны, морской космической разведки и целеуказания и ряда ракет-носителей малой, средней и большой грузоподъемности выступил академик В.Н. Челомей. Как писал заместитель главного конструктора системы «ИС» ЦНИИ «Комета» К.А. Власко-Власов в своих мемуарах «От «Кометы» до «Око»: «В 1959 г. Владимир Николаевич по настоянию заказывающих управлений Министерства обороны стал прорабатывать вопросы создания космической системы для поражения наиболее опасных искусственных спутников Земли противника, пролетающих над территорией СССР, и системы обнаружения надводных кораблей». Важность задачи неизменно подчеркивалась государством. На этапе разработки принципов построения системы было создано целое военно-космическое направление, впоследствии сформировавшееся в войсках ПВО как отдельный род войск – ракетно-космической обороны (РКО).

Мощнейшая организация ОКБ-52, которой руководил Владимир Николаевич, была способна решить все вопросы, касающиеся ракетно-космических средств этих систем. Но требовалась помощь смежной организации, которая разработала бы бортовые и наземные устройства радиотелеуправления. В 1960 году к работе над этой задачей приступили специалисты КБ-1 Гос­комитета по радиоэлектронике и его подразделения ОКБ-41.
16 марта 1961 года после успешной защиты аванпроекта вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании системы противоспутниковой обороны «ИС», системы морской разведки и целеуказания «УС» и ракеты-носителя УР-200. Для реализации проекта «ИС» требовались большие интеллектуальные и материальные ресурсы, работа сопровождалась проведением многочисленных научных исследований. Предполагалось, что истребители спутников будут уничтожать наиболее опасные вражеские военные спутники.

Первоначальный технический замысел создания системы «ИС» был таков: радиолокационный узел контроля космического пространства должен был обнаружить спутники, пролетающие над территорией СССР, и определить параметры их движения. Данные должны были передаваться на командный пункт системы «ИС», где производилось бы ранжирование и определение степени опасности. Для анализа космической обстановки и сбора данных по всем летающим на орбитах объектам была создана самостоятельная система контроля космического пространства – СККП.

Как уже говорилось, ракету-носитель УР-200 и космический аппарат-перехватчик разрабатывало ОКБ-52, Генеральным конструктором которого был академик В.Н. Челомей. На начальном этапе разработки он также являлся Главным конструктором системы. Для спутника-перехватчика была спроектирована совершенно новая двигательная установка многократного включения, обеспечивающая на­дежную подачу топлива как при действии перегрузок различного направления, так и в условиях невесомости. Топливные баки для них с металлической полусферической диафрагмой для вытеснения горючего и окислителя были впервые созданы и отработаны на нашем предприятии.

На базе рамной конструкции двигательной установки специалисты ОКБ-52 изготовили прототип космического аппарата-перехватчика. Было принято решение провести проверку энергетических и точностных характеристик КА в полете в реальных условиях космического пространства. 1 ноября 1963 года был произведен запуск ракеты-носителя с прототипом космического аппарата, который на орбите отработал сложную программу маневрирования, многократно запуская и останавливая двигатели до полного расхода топлива. Впервые в мире этот КА справился с задачей изменения высоты и угла наклона плоскости орбиты. Данный эксперимент получил название «Полет-1». Как заявил Президент АН СССР академик М.В. Келдыш в интервью корреспондентам ведущих СМИ того времени: «Успешный запуск первого в мире маневрирующего космического аппарата «Полет-1», совершившего широкие маневры в космосе, – это качественный скачок в планомерном освоении советской наукой космического пространства».

Работы по совершенствованию КА-перехватчика продолжились. И уже 12 апреля 1964 года был запущен «Полет-2», обладавший более сложной и насыщенной программой. Для этого аппарата двигательная установка в целом разрабатывалась и изготавливалась в ОКБ-300 (в будущем – ОКБ «Союз»). Первоначально в составе комплекса «ИС» планировалось использовать ракету-носитель УР-200 разработки ОКБ-52, но к началу летных испытаний она была не готова. Для выведения «Полетов» на орбиту было решено использовать ракету-носитель 11А59 типа Р-7 разработки ОКБ Главного конструктора С.П. Королева.

Ведущим конструктором ОКБ-52 по теме «ИС» в то время был В.А. Поляченко – ныне главный научный сотрудник НИЦ истории предприятия (00-40). В своей книге «На море и в космосе…» он рассказывает об отличиях КА № 112 «Полет-2» от своего предшественника: «Это был аппарат с двигательной установкой С.К. Туманского. Здесь для подачи топлива в камеру сгорания жидкостного ракетного двигателя предусматривался турбонасосный агрегат». По словам Владимира Абрамовича, «Полет-2» совершил серьезные маневры, правда, теперь можно сказать, что не все задуманное программой полета было выполнено. Однако по работе системы управления и других систем, кроме двигательной установки, замечаний не было.

Итогом многих лет напряженной работы над маневрирующими космическими аппаратами – истребителями спутников стали не только сами «Полеты». Постановлением Правительства от 14.11.1978 г. система «ИС» с улучшенными тактико-техническими характеристиками была принята в эксплуатацию, а 1 июля 1979 г. система «ИС» была поставлена на боевое дежурство.

На снимках: 1. Космический аппарат «Полет-1» – предшественник «Полета-2».
2. Памятник истребителю спутников в Центре контроля космического пространства.

Ирина БЕЖАНОВА
Подготовлено по материалам книг: К.А. Власко-Власова «От «Кометы» до «Око»; В.А. Поляченко «На море и в космосе»; Энциклопедия «История развития отечественных автоматических космических аппаратов», сост. М.А. Первов.
Фото № 2 предоставлено И.А. Марининым, главным редактором журнала «Новости космонавтики».