РОССИЙСКАЯ КОСМОНАВТИКА ИДЕТ НОВЫМ КУРСОМ

23 января в Москве открылись XLVIII Академические чтения по космонавтике. Конференция объединила представителей научного сообщества, ведущих разработчиков и производителей ракетно-космической техники. Как и в прошлые годы, в мероприятии приняла участие делегация АО «ВПК «НПО машиностроения».
В вестибюле Центра креативных индустрий Бауманского университета у гостей конференции была возможность познакомиться с изданиями, посвященными истории и развитию ракетно-космической техники. Среди представленных новинок была вышедшая недавно книга «Герберт Ефремов. Исполненный долг» из серии «ЖЗЛ. Биография продолжается…» – участники Чтений могли пообщаться с ее автором Николаем Бодрихиным.

Коммерциализация космоса
Первым с приветственным словом к участникам конференции обратился ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин.
Далее с обстоятельным докладом, посвященным итогам 2023 года и ближайшим перспективам, выступил Генеральный директор ГК «Роскосмос» Юрий Борисов. Перед этим публике был продемонстрирован видеоролик о значимых для российской космонавтики событиях ушедшего года: внимание было уделено в том числе и запуску спутника дистанционного зондирования Земли «Кондор-ФКА», созданного в АО «ВПК «НПО машиностроения».
Начиная доклад, Юрий Борисов вновь озвучил тезисы, которые излагал на открытии прошлых Чтений: спрос на космические услуги растет, и удовлетворить его можно только благодаря развертыванию многоспутниковых группировок. Для этого «Роскосмосу» необходимо перейти на новую индустриальную модель, которая позволит наладить серийное производство спутников (об этом плане глава госкорпорации также говорил в прошлом году). По словам Юрия Ивановича, на первый план здесь выходят унификация и стандартизация – особое внимание уделяется созданию приборов, которые можно будет использовать на разных типах космических аппаратов.
«В этом году космическая группировка пополнилась 40 новыми спутниками – это аппараты не только разработки предприятий «Роскосмоса», но и других компаний, вузов. Но, к сожалению, ни в научном, ни в технологическом, ни в производственном плане госкорпорация сегодня не способна обеспечивать необходимый уровень и темпы создания многоспутниковых группировок. Нам придется переделать всю индустрию отрасли – начиная с «финалистов», которые будут выпускать не менее 250 спутников в год на рубеже 2025 года, и заканчивая всей кооперационной цепочкой, которая должна поставлять все необходимое оборудование в том темпе, который задают «финалисты». Нужно будет исключить отзывы аппаратуры, связанные с браком, поднять качество, уровень, квалификацию всех поставщиков. Это серьезный вызов для нас и для наших смежников, но другого пути нет», – отметил Юрий Борисов.
Задачи по развертыванию многоспутниковых группировок определены высшим руководством страны. По словам главы «Роскосмоса», реализовать эти проекты только за счет бюджетных средств невозможно – необходимо привлекать частные компании: «Госкорпорация выступила за внесение в Госдуму законопроекта о коммерциализации космических услуг, он прошел первое чтение. Надеемся, что в этом году он будет принят и с января 2025-го мы будем постепенно переходить на монетизацию космических услуг. Я не вижу другого пути, как привлечь внебюджетные средства для реализации дорогостоящих проектов, связанных с развертыванием многоспутниковых группировок. Сейчас в мире 70 % таких группировок создается за частные деньги. При этом, конечно, у них есть якорные заказчики в лице федеральных органов исполнительной власти, регионов, бизнеса. И такая конгломерация создает реальные рыночные условия, когда частные компании имеют возможность ступить на этот нелегкий и рискованный путь».
Речь шла о законе, который в случае принятия наделит «Роскосмос» правом предоставлять данные и продукты ДЗЗ на платной основе (в том числе и органам государственной власти). Как подчеркнул Юрий Борисов, все вышеперечисленное позволит к 2030 году развернуть группировку, которая будет насчитывать 1500–1700 объектов, – по его словам, такого количества спутников хватит, чтобы закрыть потребности потенциальных потребителей в космических услугах.
Отдельно руководитель «Роскосмоса» обратил внимание на задачи, связанные с созданием современных ракет-носителей. По его мнению, имевшийся задел в виде «Протонов», которые разрабатывались на нашем предприятии и производились на заводе им. М.В. Хруничева», и «Союзов» (модификации королевских Р-7) себя изжил. При этом РН семейства «Ангара» Юрий Иванович назвал крайне затратными в производстве и эксплуатации.
«Всю эту массу спутников нужно чем-то выводить на орбиту. Поэтому мы работаем над созданием перспективных ракет-носителей с возвращаемой первой ступенью – «Амур-СПГ». Еще один интересный проект – одноступенчатая многоразовая ракета «Корона», над которой работают в ГРЦ им. В.П. Макеева. Уделяем внимание также малым, сверхмалым носителям. По инициативе ЦНИИмаш рассматривается проект сверхлегкого носителя, в перспективе – с возвращаемой первой ступенью. Спрос на подобного рода носители в мире только растет, они будут использоваться для пополнения многоспутниковых группировок. Такие РН имеют низкую себестоимость, стоимость пусковых услуг – нам обязательно нужно присутствовать на этом рынке», – добавил он.
Затронул Юрий Иванович и тему пилотируемой космонавтики. Глава «Роскосмоса» выразил надежду на то, что с 2024 года начнутся полномасштабные работы по созданию новой Российской орбитальной станции, чтобы к 2032 году развернуть ее в космосе в полной конфигурации: «Станция будет 16 раз в сутки видеть территорию России. Можно обеспечить за счет этой информативности многих потребителей. В частности, возможность наблюдения за ледовой обстановкой на Северном морском пути – это услуга, которую сегодня ждут в «Росатоме» для проводки судов».
Завершая выступление, Юрий Борисов рассказал о перспективах международного сотрудничества: по его словам, санкции, наложенные после февраля 2022 года, практически обнулили возможности «Роскосмоса» на рынке космических услуг.
«Дело в том, что 70 % контрактов у нас было связано с теперь уже недружественными странами. Это серьезные материальные потери – 180 млрд рублей. Мы потратили 2023 год на переориентацию усилий на новых заказчиков, много посещали коллег в Африке, Юго-Восточной Азии. Чувствуем, что спрос и желание работать с Россией есть», – резюмировал он.

От истории к перспективным проектам
В рамках пленарного заседания было заслушано еще несколько докладов. Об истории пилотируемой космонавтики и актуальных тенденциях в данной области рассказал председатель Чтений – Генеральный конструктор по летной эксплуатации, испытаниям ракетно-космических комплексов и систем ПАО «РКК «Энергия» Владимир Соловьев. Особое внимание Владимир Алексеевич уделил разработке Российской орбитальной станции и созданию перспективных транспортных кораблей.
Доклад о развитии двигателестроения представил заместитель Генерального директора – главный конструктор АО «НПО Энергомаш» Петр Левочкин. Именно в этой организации под руководством академика В.П. Глушко создавались двигатели для многих знаковых ракет-носителей и космических аппаратов (в том числе и разработанных в НПО машиностроения).
Декан факультета космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова Василий Сазонов подготовил сообщение о ключевых проектах Московского университета, нацеленных на изучение космоса.

АО «ВПК «НПО машиностроения» на открытии чтений
На пленарном заседании также выступил заместитель Генерального директора, первый заместитель председателя Московского областного РО СоюзМаш России Антон Дегтярев. В докладе, посвященном 110-летию со дня рождения академика В.Н. Челомея и 80-летию основанного им АО «ВПК «НПО машиностроения», Антон Олегович познакомил участников конференции с биографией гениального ученого и изобретателя и рассказал о его прорывных идеях, которые впоследствии переняли ракетостроители по всему миру. Он также осветил исторический путь предприятия с момента основания до сегодняшнего дня.
С большим интересом гости Чтений отнеслись к стенду, на котором были представлены книги о предприятии и его разработках. Впервые широкая публика могла познакомиться с изданием «Герберт Ефремов. Исполненный долг» – его автор, писатель и историк авиации Николай Бодрихин, с радостью отвечал на вопросы и подписывал экземпляры биографии Почетного Генерального директора – Почетного Генерального конструктора АО «ВПК «НПО машиностроения», советника корпорации по науке Г.А. Ефремова.
На снимках: 1. С докладом выступает Юрий Борисов.
2. Николай Бодрихин подписывает экземпляры новой книги.
Владимир КЛЫКАНОВ

Фото Леонида Варламова