26 октября ОАО «ВПК «НПО машиностроения» посетил Президент Российской Федерации
Дмитрий Анатольевич Медведев.

Президента сопровождали Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванов, Министр обороны Российской Федерации - А.Э.Сердюков и руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов и два помощника Президента А.С. Абрамов и С.Э. Приходько. К проходной предприятия глава государства прилетел на вертолете. На территории высоких гостей встретил Генеральный директор – Генеральный конструктор НПО машиностроения А.Г. Леонов. Он ознакомил Президента с работой предприятия.
Первым пунктом программы визита стал сборочный участок КР «БраМос» - одного из наиболее успешных и перспективных проектов в области военно-технического сотрудничества России с зарубежными партнерами.
Затем Д.А. Медведев посетил участок по сборке перспективных ракетно-космических изделий, осмотрел установку теплопрочностных испытаний уникальной стендовой базы предприятия, ознакомился с ракетой-носителем «Стрела».
Президенту был продемонстрирован подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион». Меньше чем за минуту была приведена в состояние боевой готовности самоходная пусковая установка комплекса, а затем Д.А. Медведев лично осмотрел машину боевого управления и посидел в кресле оператора.
На память о посещении предприятия Д.А. Медведеву был вручен сувенир – макет крылатой ракеты «Оникс», который был изготовлен из «ракетно-космического» металла титана специалистами НПО машиностроения.
Чуть позже в тот же день состоялось совещание, посвящённое вопросам развития оборонно-промышленного комплекса. Открывая совещание, глава государства отметил: «Я сегодня посетил открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения». Действительно, это один из наших лидеров – лидеров оборонки. Работникам этого предприятия есть чем гордиться. Их разработки уже давно стоят на вооружении в нашей стране, и совместные разработки используются».
Высокая оценка, данная президентом работе предприятия, не только дает нам повод для законной гордости, но и накладывает дополнительные обязательства по поддержанию и развитию производства, созданию новых перспективных образцов ракетно-космической техники.

 

Вступительное слово Президента на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса

У нас сегодня совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса. Идея его проведения возникла в ходе обсуждения ряда вопросов во время проведения учений в Калининграде. Мы договорились, что мы встретимся и сначала в открытом, а потом в закрытом режиме обсудим некоторые проблемы. Обозначу, на мой взгляд, самые существенные, которые, в общем, сегодня нам необходимо будет обсудить.
Я сегодня посетил открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения». Действительно, это один из наших лидеров – лидеров оборонки. Работникам этого предприятия есть чем гордиться. Их разработки уже давно стоят на вооружении в нашей стране, и совместные разработки используются. Но это не значит, что у нас ситуация простая, и в других организациях оборонной промышленности всё столь же благоприятно, хотя, естественно, и здесь есть свои проблемы. Поэтому сегодня мы проанализируем состояние и перспективы развития ОПК России, а также конкретные меры, которые, я надеюсь, должны будут повысить его конкурентоспособность, позволят создавать и вооружение, и военную технику нового поколения.
Ещё раз подчеркиваю, это совещание – результат нашей работы в Калининграде и ряда серьёзных претензий, которые были там выдвинуты.
Обозначу наиболее острые проблемы.
«От состояния нашей оборонной промышленности зависит жизнь наших солдат и офицеров в прямом смысле этого слова, особенно в условиях конфликтов, которые, к сожалению, могут возникнуть даже в ситуациях, в которых мы их не прогнозируем. И если по характеристикам вооружений нас будут превосходить, то здесь нам не поможет никакая стратегия, никакие тактические изыскания».
Первая. За последние годы в модернизацию и развитие оборонно-промышленного комплекса вкладывались большие средства, все присутствующие знают какие. Результаты же пока, на мой взгляд, невысокие. К сожалению, продолжается политика латания дыр, цели опережающего технологического перевооружения отрасли не достигнуты, об этом нужно сказать прямо. Всё это сказывается на качестве техники, поставляемой в наши Вооружённые Силы и на экспорт. Тоже всё знаете, о чем я говорю. Один из путей решения этой проблемы – принятие соответствующей федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса. Поговорим об этом.
Второе – важнейшая вещь. Руководителям ведомств, руководителям предприятий необходимо принять меры по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Это уже вопрос выживания. Цены на вооружение и технику должны давать возможность Вооружённым Силам осуществлять серийные закупки, а не разовые. Они также должны быть привлекательными и для наших иностранных партнёров – важнейшее условие. По многим позициям привлекательность наших вооружений исчезает. Затраты таковы, что смысл покупать их становится всё меньше. А это один из важнейших элементов нашей конкурентоспособности.
Снижение себестоимости – сложная тема. Даже здесь, когда я посещал Научно-производственное объединение машиностроения, говорили с директором о том, что  огромная инфраструктура, старая, тяжёлая, нужно вкладывать в неё деньги. Дело даже, собственно, не в изменении промышленных модулей, а именно в поддержании состояния инфраструктуры, и это тоже отнимает и силы, и средства, и сказывается на себестоимости, – нужно искать варианты решения этой задачи. Мы не сможем объяснить это ни внутри страны, ни за границей, что у нас предприятия занимают по 150 – 200 гектаров и что нам нужно все это содержать, и поэтому у нас такие издержки.
«От качества продукции нашего ОПК зависит конкурентоспособность России на мировом рынке вооружений. Мы ни в коем случае не должны допустить сдачи позиций, с таким трудом завоёванных. А у нас в этом смысле пока всё неплохо: наше оружие во всем мире воспринимается как эффективное и исключительно надёжное».
Третье. Необходимо совершенствовать законодательную базу государственного заказа. От года в год он увеличивается, это хорошо, только за последние пять лет его объём вырос более чем вдвое. Нам нужно подготовить предельно чёткие нормативы, регламенты по формированию и размещению государственного заказа, которые будут работать, которые не будут создавать двусмысленности, которые будут давать нам возможность эффективного контроля за выполнением тех заданий, которые принимаются. Кроме того, требуется более эффективный уровень координации в действиях соответствующих государственных структур, большая дисциплина и ответственность этих органов. При этом спрос за конечный результат должен быть самый строгий. Это касается и качества, и своевременности поставок вооружений и техники. Причём я здесь не делаю различий между поставками на экспорт и поставками для собственных нужд, для укрепления нашей обороноспособности.
Четвёртое. В рамках гособоронзаказа выделяются немаленькие финансовые средства для производства новейшего вооружения. Во всяком случае, все эти годы они существенно выше, чем это было в 90-е, когда практически все темы были остановлены. Это ключевая тема для обороноспособности нашей страны. Но приоритет здесь необходимо отдавать действительно перспективным образцам, а не тратить деньги на то, что непонятно, будет использоваться или нет, или цепляться просто за старое. Это тоже есть.
Самое неприятное, когда деньги тратятся на модернизацию того, что уже морально устарело или устареет в ближайшие несколько лет. Это мы себя сами успокаиваем зачастую тем, что это перспективный образец и так далее. Надо по сторонам смотреть.
Сами научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы длятся подчас не годы, а десятилетия. Даже при понимании того, что это очень сложные изыскания, это всё равно недопустимо, причём по вполне понятным причинам это устраивает и заказчиков, которые ежегодно переносят сроки выполнения работ, и самих разработчиков, которые вполне довольны таким куском хлеба, которые постоянно ежегодно репродуцируются.
Пятое. Стратегические ориентиры дальнейшего развития отрасли были уже обозначены, через два месяца должны завершиться мероприятия по структурному обновлению Вооружённых Сил.
Следующая задача более сложная – это техническое перевооружение армии и флота. И в этой связи отдача от нашей оборонки должна быть более высокой.
Я не буду говорить банальности, все вы понимаете, что от состояния нашей оборонной промышленности зависит жизнь наших солдат и офицеров в прямом смысле этого слова, особенно в условиях конфликтов, которые, к сожалению, могут возникнуть даже в ситуациях, в которых мы их не прогнозируем. И если по характеристикам вооружений нас будут превосходить, то здесь нам не поможет никакая стратегия, никакие тактические изыскания. Мы поставили задачи по переоснащению наших Вооружённых Сил техникой уже к 2012 году, нужно сделать очень серьёзный задел и дальше развиваться.
И последнее, тоже очевидное. От качества продукции нашего ОПК зависит конкурентоспособность России на мировом рынке вооружений. Мы ни в коем случае не должны допустить сдачи позиций, с таким трудом завоёванных. Это будет создавать ущерб репутации российского оружия, а стало быть, ущерб репутации всей нашей страны. А у нас в этом смысле пока всё неплохо: наше оружие во всем мире воспринимается как эффективное и исключительно надёжное. Так и дальше должно быть.

По материалам сайта www.kremlin.ru