31 ЯНВАРЯ - В ДЕЛОВОМ КОМПЛЕКСЕ «МИР» ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ 22 СЕКЦИИ ИМЕНИ В.Н. ЧЕЛОМЕЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ ПО КОСМОНАВТИКЕ

ЗАСЕДАНИЕ ЧЕЛОМЕЕВСКОЙ СЕКЦИИ

В состав президиума пленарного заседания вошли Генеральный директор, Генеральный конструктор АО «ВПК «НПО машиностроения» Александр Леонов, первый заместитель Генерального директора Анатолий Хромушкин и ученый секретарь НТС Леонид Точилов. Почетным гостем мероприятия стал Глава города Реутов Станислав Каторов, также выступивший с докладом.

Юбилейный год

По традиции 22-я секция Чтений носит имя выдающегося конструктора ракетно-космической техники, основателя нашей фирмы академика Владимира Николаевича Челомея. Секция – одна из самых масштабных площадок Чтений. В ДК «Мир» в этот день было зачитано 69 докладов от представителей 29-ти различных организаций, а всего в мероприятии приняло участие 35 предприятий.

Открыл пленарное заседание секции Генеральный директор, Генеральный конструктор АО «ВПК «НПО машиностроения» А.Г. Леонов: «Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на заседании 22-й секции XLIV Чтений по космонавтике, которое традиционно проходит в нашем ДК «Мир». Уже второй год подряд для нас является юбилейным: в 2019-м мы отпраздновали 105-ю годовщину со дня рождения академика В.Н. Челомея и 75-летний юбилей нашей фирмы. Создание ОКБ-52 и размещение его в Реутове 65 лет назад стало рывком, колоссальным прорывом. Владимир Николаевич Челомей был мудр, и мудр во всем: ему удалось подобрать для нашего предприятия место с расположением, выгодным как для Заказчиков, так и для структур, представляющих органы власти. Это способствовало быстрому, стремительному развитию фирмы, которая за короткий срок смогла выйти на передовые позиции среди ведущих ракетно-космических предприятий страны. Вместе с предприятием расцветал и хорошел город. Сегодня мы с гордостью можем сказать, что наш наукоград является одним из самых удобных для жизни и развитых муниципалитетов Московской области».
Завершая вступительную речь, Александр Георгиевич пожелал всем участникам конференции удачи и успехов в трудовой деятельности.

«Умный город» – передовой проект

Затем слово было предоставлено Главе г. Реутов С.А. Каторову. В этом году Реутов отметит 80-летие со дня своего основания. Станислав Анатольевич отметил, что для города АО «ВПК «НПО машиностроения» – флагман, крупнейший налогоплательщик, системообразующее предприятие, от которого зависит вся экономика Реутова. По его словам, успешное развитие фирмы прямо влияет на состояние города, у Администрации которого появляется экономическая возможность реализовать возложенные на нее социальные обязательства. Одно из них – проект «Умный город», главной целью которого является цифровизация городской среды с помощью современных технологических решений. В проекте участвуют многие города России; с прошлого года Реутов также относится к их числу. О том, как проект воплощается в жизнь, Станислав Анатольевич рассказал в ходе своего выступления: «Единая структура должна быть во всех «умных городах». Сейчас в Реутове заложена вся инфраструктура для реализации проекта. У нас есть системы, реализованные на базе МО, а есть системы, которые реализуем мы сами. К примеру, у нас интегрирована такая городская система, как «Добродел». Мы видим все сообщения, которые поступают от граждан, можем их отслеживать, моделировать, давать качественные ответы. В нашем муниципальном сегменте Центра управления регионом, расположенном в Доме Правительства МО, появляется вся информация о возникающих проблемах в следующих сферах: ЖКХ и энергетика, транспорт и дороги, образование, медицина.

Большое внимание уделили содержанию территорий города: автоматизировали теплосети, водоканал, внедрили систему «Кулон», регулирующую городское освещение. Отдельно хочется рассказать о системе «Безопасный регион». Совместно с МГТС удалось установить камеры наружного наблюдения с функцией распознавания лиц у 213-ти подъездов жилых домов; на въездах и выездах из города также установлены камеры, которые распознают автомобильные номера. Это позволяет нам знать, какие автомобили покинули город, что уже сейчас помогло существенно снизить количество угонов».
По словам Главы города, успешно работает приложение «TrashBack», разработанное Администрацией совместно с реутовскими предпринимателями. Его цель – мотивировать горожан на раздельный сбор отходов. Сейчас уже более тысячи семей сортируют мусор и выбрасывают перерабатываемые отходы в специальных мешках со штрих-кодом. За это в приложении начисляются баллы, которые можно потратить на получение скидок на товары и услуги у организаций-партнеров. Еще одно нововведение в этой области – внедрение «умных» контейнеров «Biology», которые автоматически уплотняют перерабатываемые отходы и сообщают региональному оператору о том, что заполнены.

Уникальна система экологического мониторинга, созданная с привлечением ресурсов МГТС. Она в режиме реального времени измеряет содержание в воздухе вредных веществ и фракций, что позволяет оповещать население в тех случаях, когда концентрация токсинов может представлять угрозу здоровью.

Секреты «Огранки «Алмазов»

Далее последовало выступление пресс-секретаря – помощника Генерального директора АО «ВПК «НПО машиностроения» А.О. Дегтярева. Темой доклада стала новая книга «Огранка «Алмазов», посвященная разработке знаменитого ракетно-космического комплекса.

Антон Олегович подчеркнул, что работа над орбитальной пилотируемой станцией «Алмаз» стала важной страницей в истории предприятия. Разработки начались еще при В.Н. Челомее в ОКБ-52, основные яркие моменты произошли в 1970-х, когда фирма носила название ЦКБМ, а завершились работы уже в НПО машиностроения, которым руководил Г.А. Ефремов. Этот проект объединил в себе все самые передовые идеи и технологии, которые были доступны в тот период освоения космоса. Даже сейчас принципы, использованные в «Алмазах», применяются конструкторами по всему миру. По словам А.О. Дегтярева, именно желание оглянуться назад и объективно отразить роль программы «Алмаз» в общем пути развития пилотируемой космонавтики и стало одним из стимулов к созданию этой книги.

«Время, к сожалению, неумолимо бежит вперед. С каждым годом тех, кто может поделиться своими знаниями об этом уникальном проекте, воспоминаниями о трудностях и достижениях в работе над комплексом, сообщить нам малоизвестные факты, – становится все меньше. Возникла потребность в том, чтобы сохранить этот интеллектуальный багаж сотрудников, принимавших участие в создании «Алмазов». Кроме того, как отметил Александр Георгиевич Леонов, возглавивший редакционную коллегию, интерес к этой теме очень велик. И это действительно так: на сегодняшний день книга подарена более чем 2000 заинтересовавшихся сотрудников и ветеранов предприятия; почти 600 экземпляров продано в разных городах России. Очень большую партию закупили в США. Сейчас мы работаем над договорами по распространению книги с ведущими космическими музеями страны и книжными магазинами. Такой интерес к книге свидетельствует о том, что тяга человека к освоению космического пространства не зависит от времени и исторической конъюнктуры», – сообщил Антон Олегович.

Он отметил, что в книге представлен значительный объем впервые публикуемых и просто малоизвестных фактов. В ее основу легли архивные документы по этой теме: рассекреченные проектные, конструкторские материалы как по первой в стране орбитальной пилотируемой станции, так и по тяжелому транспортному кораблю снабжения, многоразовым возвращаемым аппаратам и автоматической орбитальной станции. Рассекречен и помещен в книгу первый приказ Генерального конструктора В.Н. Челомея от 26 ноября 1965 года о начале работ по орбитальной станции. Огромную ценность представляют воспоминания непосредственных участников работ по созданию комплекса «Алмаз», которыми насыщена книга (большинство из них, конечно, публикуется впервые) – они дают читателю возможность полностью погрузиться в реальную среду «Огранки «Алмазов».

Антон Олегович также рассказал о структуре книги, описав содержание каждой из пяти частей. В издании представлены практически все факты, касающиеся каждой стадии становления программы: начиная с предпосылок, которые привели к созданию проекта, и заканчивая описанием подготовки космонавтов и проведения летных испытаний. Завершает книгу хронология основных директивных документов по программе «Алмаз», которые не только дают представление о порядке разработки комплекса, но и позволяют в полной мере оценить масштабность проведенных работ.

«За весь труд над так и не принятым на вооружение комплексом никто в НПО машиностроения не получил ни одной государственной награды (такие действовали в СССР правила). Поэтому мы надеемся, что эта книга станет для ветеранов и действующих сотрудников, занимавшихся этим проектом, наградой и памятью. В своем обращении к читателю Министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу сказал, что уверен, что коллектив НПО машиностроения и в дальнейшем будет бережно хранить и преумножать лучшие традиции отечественной инженерной школы, а также способствовать повышению научно-технического и оборонного потенциала России. Чего я нам всем и желаю», – подвел итог выступлению Антон Олегович.

Баллистическое проектирование

С заключительным докладом пленарного заседания на тему «Аналитические основы баллистического проектирования летательных аппаратов» выступил заместитель начальника ЦКБМ Ю.А. Прохорчук.

По его словам, задача баллистического проектирования ЛА – получение траектории, которая наилучшим образом соответствует целям проекта: «Для того, чтобы задать траекторию, необходима первоначальная идея, которая материализуется в программу полета, например, изменение высоты по дальности. Затем должен появиться алгоритм управления, который реализует эту программу. Все это нужно запрограммировать на вычислительной машине, попробовать, что-то изменить, на все это уходит время, которого всегда не хватает. С другой стороны, если представить все множество реализуемых траекторий, которое определяется множеством возможных вариантов управления, то надо полагать, что в нем существуют наилучшие траектории. И если этот критерий – какая из них лучшая и насколько – сформулировать строго математически, то можно воспользоваться математическим аппаратом оптимального управления».

Юрий Алексеевич продемонстрировал применение данной методологии на примере самой первой баллистической ракеты – немецкой «V2». Он подчеркнул, что главная проблема состоит в том, что при протяженной дальности полета нужно очень точно рассчитать начальное приближение. Отсюда следует странная вещь: чтобы найти решение, его нужно знать заранее. Однако, если найти хотя бы одну оптимальную траекторию, можно по цепочке оптимальных задач найти и любую другую.

На этом план пленарного заседания был исчерпан. А.Г. Леонов от имени президиума поблагодарил всех присутствующих за проявленный интерес. Л.С. Точилов анонсировал начало работы четырех научных подсекций, и участники мероприятия отправились в обозначенные аудитории.

На снимках: 1. Президиум Челомеевской секции.
2. Ю.А. Прохорчук.
3. Участники научного форума.

Владимир КЛЫКАНОВ
Фото Леонида Варламова