БЕЗ ИЗМЕРЕНИЙ НЕТ ИСПЫТАНИЙ
При проведении испытательных, контрольных и других пусков ракет для получения телеметрических измерений по всей трассе полета в местах отсутствия радиовидимости стационарных измерительных пунктов, размещенных на территории РФ, используются передвижные измерительные пункты – самолетные и автомобильные.
Для обеспечения пусков первых МБР, а затем крылатых ракет для ВМФ и ВВС, в 60-70 годах прошлого века были созданы самолетные измерительные пункты СИП Ил 20 РТ, позже – СКИП ИЛ 976; для пусков МБР РС-18 из ШПУ ракетной дивизии в 1980-х годах создан на автомобильных шасси МАЗ комплекс «Пурга».
Первые подвижные измерительные комплексы оснащались громоздкими приемно-регистрирующими станциями и антенными системами. И в настоящее время эти «ветераны» участвуют в пусках современных крылатых ракет и РН «Днепр».
Однако, с прорывом в создании малогабаритных приемно-регистрирующих станций (МПРС), принятых Минобороны РФ для переоснащения измерительных комплексов полигонов и космодромов РФ, и антенн (МАС-3), разработанных ОАО «ОКБ МЭИ», появилась возможность создания различных менее громоздких мобильных измерительных пунктов на автомобильных шасси типа КАМАЗ.
На нашем предприятии в разные годы при головной роли отдела 26 (ныне 14-26) были созданы подвижные средства для получения телеметрической информации при подготовке ракет «Метеорит» на аэродроме в г. Жуковский (на шасси МАЗ). После их дооснащения они использовались при пусках РН «Старт» с космодрома «Свободный». А на автомобиле ЗИЛ («Бычок») измерительные средства устанавливались для обеспечения пусков КР «БраМос» в Республике Индии.
Для обеспечения экспериментальных пусков МБР РС-18 в 90-х годах прошлого столетия по специальному Постановлению Правительства СССР в районе города Мирный в Якутии и поселка Ола в Магаданской области были развернуты на постоянной основе два подвижных измерительных комплекса «Пурга». Каждый комплекс, состоящий из 17 единиц подвижных средств, доставлялся в места дислокации железнодорожным, а затем водным транспортом и обслуживался несколькими десятками военнослужащих - это было полнокровное воинское подразделение.
О местах дислокации
Природные условия в тех местах изумительные. Вокруг поселка Чернышевский - тайга, внизу - Вилюйская ГЭС (первая ГЭС, построенная на вечной мерзлоте), водохранилище и река - рай для охотников и рыболовов! Осенью золотая тайга и голубое небо с его отражением в водоемах заворожат любого, даже скептика.
В поселке Чернышевский, возведенном в 1959 году для строителей Вилюйской ГЭС, около 5 тысяч жителей. В районе поселка создана Вилюйская научно-исследовательская мерзлотная станция и образована кадетская школа-интернат имени Героя России Г.Н. Трошева.
Не менее красочные картины открываются с места развертывания ПИП в районе Магадана. Вокруг сопки, покрытые камнями, мхом, ягодниками, низкорослым кедровым стлаником. Пониже - небольшие лиственницы. Осенью преобладают золотисто-красные цвета. Зимой сопки покрыты снегом, из-под которого выступает горизонтально-растущий стланик, который, в сочетании со стволом лиственницы, классно используется местными жителями для новогодних «елок» – других хвойных деревьев просто нет.
С высоты почти 500 метров открывается прекрасный вид на магаданские заливы, удивительные закаты и восходы.
Конечно еще охота и рыбалка, начиная с корюшки, до лососевых и крабов.
В октябре в Магадане в выходные дни мы посетили Областной краеведческий музей, в котором представлены уникальные материалы по созданию на Колыме «Дальстроя». Многие экспонаты рассказывают о периоде политических репрессий и «жизни» заключенных. Кроме того, мы побывали в мемориальном музее-квартире великого певца В. Козина.
Новое поколение измерительных комплексов
В 2008-2009 годах по техническому заданию Министерства обороны РФ впервые нашим предприятием (головной отдел 14-26) были созданы, а в 2011 году сданы в опытную эксплуатацию два подвижных измерительных пункта нового поколения. В их разработке принимали участие ОАО «ОКБ МЭИ» в части радиотелеметрического приемного комплекса (РТПК), ОАО «ЛИИП им. Гризодубовой В.С.», имеющее опыт создания передвижных измерительных пунктов для ПВО и ВВС, а также филиал ГНПЦ «Прогресс»-«ОКБ «Спектр» - создатель автоматизированного рабочего места по обработке телеметрической информации.
Новый подвижной измерительный пункт - это автономный комплекс, состоящий из современного радиотелеметрического комплекса приема и регистрации телеметрической информации (две станции МПРС и антенна МАС-3), а также транспортного модуля, включающего кузов-контейнер на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ.
Внутри кузова-контейнера расположены рабочие места операторов антенны МАС-3, комплексов МПРС, обработки телеметрической информации. Для работы расчета и аппаратуры обеспечиваются комфортные условия при наружной температуре воздуха от минус 50оС до плюс 50оС. На борту имеются три места для отдыха операторов.
В походном положении внутри кузова-контейнера располагаются два автономных переносных электрических дизельных генератора, составные части антенны МАС-3 и, при необходимости, платформа с защитным тентом для установки антенны МАС-3 при глубоком снеге.
Кроме основных систем имеется аппаратура определения геодезических координат и азимута антенны МАС-3, а также аппаратура спутниковой связи.
При развертывании измерительного пункта кузов-контейнер располагается на автомобиле, при необходимости имеется возможность установки его на опоры бескрановым способом.
Электропитание осуществляется от постоянной сети или от автономных переносных электрических дизельных генераторов, при этом обеспечивается бесперебойное питание аппаратуры РТПК в случае выхода из строя одного из них.
О применении новых ПИП
Впервые такой подвижной измерительный пункт применялся в июне 2010 года при проведении пуска РН «Днепр», при этом было обеспечено получение телеметрической информации при углах места антенны менее одного градуса и наклонной дальности до 2200 км, а также в октябре того же года при пуске на этапе Государственных испытаний ПБРК «Бастион».
Расчеты ПИП состояли из 7-8 человек: трех военнослужащих и гражданских специалистов ОАО «ВПК «НПО машиностроения» и ОКБ МЭИ. Наше предприятие представляли сотрудники отдела 14-26: в Чернышевском - С. Осипов (руководитель работ), Д. Михеенко, А. Шишкин и в Магадане – автор этих строк (руководитель работ), А. Аверин, В. Рыбенко, К. Галкин.
Специалистам, работавшим в районе поселка Чернышевского в Якутии, приходилось выполнять технические задания в очень тяжелых климатических условиях.
При развертывании ПИП наиболее длительной по времени и кропотливой работой является сборка антенны МАС-3: много болтовых, разного диаметра, соединений.
Сборка, подсоединение антенны МАС-3 проводились в течение 4-х часов при низкой освещенности, морозе до 43оС и ветре. По очереди делали кратковременные перерывы для обогрева, благо внутри кузова-контейнера обеспечивалась температура 16-18 градусов тепла.
От сильного мороза лопнула изоляция кабеля при его прокладке от антенны к кузову-контейнеру, дизтопливо в баках автомобиля и обогревателя кузова-контейнера превращалось в кашу, пришлось купить ящик керосина для его разбавления.
В «гостинице» - отапливаемом летнем домике, в котором после законопаченных оконных щелей еще в октябре месяце температура едва достигала 16оС - спали в одежде. Несмотря на такие условия, люди продолжали работать!
Под Магаданом климатические условия при развертывании ПИП были легче, чем в Чернышевском: температура - до 21о мороза при сильном обжигающем ветре. Мы готовились к такой погоде - перед отъездом были приобретены утепленные комплекты одежды, однако специальных перчаток для работы с мелким крепежом не было, приходилось для обогрева рук применять фен из комплекта ЗИП.
На ночь оставались дежурные для контроля работы агрегатов в кузове-контейнере, а в Чернышевском - для постоянной работы двигателя автомобиля и поддержания температуры. ПИП доставлялись самолетами ВВС России на аэродромы городов Мирный и Магадан, далее своим ходом до мест развертывания: до Чернышевского – 110 км, до Олы - 50 км.
Особенно напряженными были периоды развертывания и свертывания ПИП в последних числах декабря 2011 года. Судите сами: из-за задержки вылетов самолетов с промежуточных аэродромов только 25 декабря в 16 часов местного времен ПИП были доставлены из конечных аэропортов на места развертывания. 26-27 декабря проведено развертывание и в 20 часов обеспечена готовность ПИП к работе. Сразу после пуска, в ночь на 28 декабря, провели сворачивание ПИП, обеспечив к пяти часам их исходное положение для транспортирования в аэропорты. 29 декабря, как и планировалось, самолеты с ПИП и военнослужащими вылетели к местам дислокации, представители промышленности отбыли домой обычными рейсовыми самолетами.
После оформления организационных и финансовых документов по обслуживанию самолетов службами аэропортов руководители работ 30 декабря отбыли в Москву. Так завершался для нас 2011 год.
Необходимо отметить, что в период рекогносцировки в 2010 году и развертывания ПИП в октябре и декабре 2011 года сложились деловые и добрые партнерские отношения с Главами администраций города Мирный и поселка Чернышевский, их сотрудниками, а также с руководством и сотрудниками Управления ФСБ по Магаданской области. Так, на безвозмездной основе обеспечивалась доставка расчетов от аэропортов до мест развертывания ПИП, а в Магадане - для доставки сотрудников на объект. Для поездки обратно выделялся автомобиль. На объектах оказывалась помощь в расчистке площадок от снега и обеспечении получения электропитания для ПИП.
Мы повсюду испытывали к себе доброе отношение, порядочность и уважение жителей Якутии и Магадана, убеждаясь в истине - чем дальше от столицы, тем проще и добрее люди.
С июля 2011 года до августа 2012 года была завершена с положительными результатами опытная эксплуатация ПИП. В этот период ПИП применялись при проведении пусков МБР РС-18, ПБРК «Бастион», других ракет Минобороны РФ.
В настоящий момент подготавливаются документы о принятии подвижных измерительных пунктов для снабжения заказов Минобороны РФ.
По предварительным планам РВСН нашему предприятию в 2013-14 годах предстоит выполнить заказ еще на два комплекта таких ПИП.
Специалисты отдела 14-26, в качестве головного подразделения, и некоторых других подразделений принимали самое непосредственное участие в разработке, монтаже, испытаниях и сдаче этих комплексов на вооружение. Поэтому при оценке наших работ было приятно слышать, что это первый образец военной техники, созданный за последние 30 лет. Конечно, проведенные работы по объему и значимости нельзя сравнивать с разработкой такого ракетного комплекса, как МБР УР-100Н УТТХ, но, как говорится: «пустяк, а приятно!» - лед тронулся.
На снимках: 1. Развернутый ПИП в районе г. Магадан
2. Слева агрегаты ПИП «Пурга», справа ПИП 15Н2182.
Леонид Шелепин
Фото автора
БЛИЖАЙШИЙ СОРАТНИК
25 января 2013 года исполнилось бы 100 лет Владимиру Владимировичу Сачкову – заместителю Генерального конструктора В.Н. Челомея. Владимир Сачков возглавлял важнейшее направление работ по созданию бортовых и наземных управляющих комплексов и систем электропитания ракетно-космической техники. Эти работы воплотились практически во всех изделиях, разработанных нашим предприятием.
Владимир Владимирович - Герой Социалистического труда (1963), награждён орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знаком Почёта, многими медалями.
В своей автобиографии сам Владимир Сачков отмечает следующее: «Родился в Москве в семье служащего. В 1926 году окончил семилетку, а в 1933 - Московский техникум точной индустрии по специальности техника-конструктора по авиационному приборостроению. Трудовую деятельность начал конструктором в ОКБ Управления Военных изобретений РККА в городе Москве».
С 1933 по 1939 год он работал на различных должностях – от рядового конструктора до начальника бригады в разных организациях под началом знаменитого авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, где сформировался как опытный специалист по самолётному приборному оборудованию и электроавтоматике. Затем с 1944 года под руководством В.Н. Челомея трудился на заводе № 51. В это время интенсивно шли разработка и создание самолётов-снарядов 10X и 16X. 16 марта 1946 года вышло Постановление СНК СССР № 606-249 «Об использовании немецких авиационных специалистов», подписанное Иосифом Сталиным. Для поездки в Германию была организована Правительственная комиссия, в которую вошёл, как было написано в Постановлении, «В.Н. Челомей – конструктор по самолетам-снарядам». В этот же период времени (1946 год) как специалист Челомея по оборудованию и автоматике, в Германии (города: Берлин, Нордхаузен, Галле) находился в командировке и Владимир Сачков.
Вот что писал Сачков в своих воспоминаниях в газете «Трибуна» об этой командировке: «Наконец, после долгой разлуки я встретился с Владимиром Николаевичем. Встреча была очень сердечной, очень теплой, он был поражён, как я изменился и «отощал». Разговор был длинный и продолжался несколько часов. Я доложил ему о результатах поиска аппаратуры и самих самолетов-снарядов V-1. Он был очень доволен результатами моей командировки. Он также поддержал предложение по использованию немецких специалистов для работ по электрической системе управления для отечественных самолетов-снарядов типа 10X и 16X…».
С 1953 по1958 год, после передачи завода № 51 в ОКБ № 155, Сачков работал под началом Генерального конструктора А.И. Микояна. В 1956 году окончил заочно Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, получив специальность инженера-электромеханика по авиационному электрооборудованию. При увольнении с ОКБ-155 в связи с переводом в ОКБ-52 к В.Н. Челомею в приказе от 18.07.58г. № 155 А.И. Микояна говорилось: «За большую творческую и организационную работу, проделанную В.В. Сачковым в нашем ОКБ, объявить ему благодарность с занесением в личное дело и выдать денежную премию».
Таким образом, под руководством В.Н. Челомея в городе Реутове он продолжил работать с 1958 года. Его деятельность на предприятии в этот период началась с должности заместителя главного конструктора по спецоборудованию. С 1977 года он – заместитель Генерального конструктора (приказ Министра общего машиностроения от 12.07.1977г. № 236).
Заслуги Владимира Владимировича трудно переоценить. Он принимал самое активное руководящее и личное участие в разработке всех ракетно-космических комплексов предприятия. Сачков был одним из основных организаторов и бессменным руководителем приборного комплекса предприятия, вплоть до 1986 года.
«…Владимир Владимирович, – вспоминают ветераны приборного комплекса Анатолий Туманов и Аркадий Бурганский, – лично участвовал в экспериментальных работах, направленных на тщательный анализ работоспособности отдельных приборов и систем в условиях их летной эксплуатации при воздействии вибраций, перегрузок, температур, питающих напряжений и т.д. Наибольшей результативности и научно-творческого расцвета приборный комплекс Сачкова достиг в 60-е и 70-е годы, когда впервые начались собственные разработки приборов и сложнейших систем управления… Разработка системы управления комплекса «Алмаз» стала наиболее ответственной, сложной и масштабной работой приборного комплекса за все время его существования. Новые технические решения по системам управления только комплекса «Алмаз» подтверждены сотнями авторских свидетельств на изобретения, выданных сотрудникам приборного комплекса нашего предприятия… Его отличали глубокое знание дела, пунктуальность, ответственное отношение ко всем работам, которые выполнялись приборным комплексом. Например, во время полета ОПС «Алмаз» он по несколько раз в день интересовался параметрами аппаратуры, подробно вникал во все изменения этих параметров. Он обладал тонким конструкторским чутьем, был большим патриотом предприятия»...
Однако его кругозор и опыт выходили далеко за пределы приборного комплекса.
В.Н. Челомей доверил ему курировать весь процесс испытаний орбитальной пилотируемой станции «Алмаз» и возвращаемого аппарата (ВА).
– Владимир Сачков, – вспоминает бывший главный ведущий конструктор Владимир Поляченко, – скрупулезно вникал в методики и процессы наземной отработки всех систем этих изделий, а на космодроме Байконур, при отсутствии Генерального конструктора, оставался техническим руководителем летных испытаний. И все испытательные службы, от двигателистов до баллистиков, могли получить от Сачкова либо дельный совет, либо одобрение, а чаще всего его любимое «детский сад», что означало крайнее недовольство результатами их работы.
В вопросах работы Сачков был жестким, требовательным и к себе, и к подчинённым. Зато в отношениях с людьми он был внимательным и заботливым, оказывал помощь всем, кто к нему обращался. Имея высокие деловые и человеческие качества, он был примером для своих подчиненных.
Многие ветераны нашего предприятия, которым пришлось работать с Сачковым, считали его большим трудоголиком. Он обладал необычайной трудоспособностью. Приходил на работу задолго до 8 часов, а уходил после 20-21 часа, часто работал и в выходные дни. Говорят, что поздно вечером, приходя домой, чтоб не будить своих, он ужинал и смотрел телевизионные новости на кухне. Иногда на кухне и ночевал, уходя рано утром на работу.
Вот что вспоминает Эдуард Жилин, работавший в то время начальником отдела координации: «…Он обожал проводить оперативные технические совещания с ответственными исполнителями. Папиросу не выпускал изо рта. Секретари вызывали исполнителей по первому его требованию, по звонку, кнопки которого были вмонтированы в нескольких местах специально оборудованного стола в кабинете…. Хочу отметить, что грозил, шумел он часто, но свои угрозы никогда не выполнял – был очень отходчив и незлопамятен»...
Надо сказать, что круг интересов Владимира Владимировича был необычайно широк. Он любил поговорить о спорте, новостях культуры, охотно обсуждал житейские дела. И даже уйдя на заслуженный отдых в 1986 году, несмотря на тяжелую болезнь, он не сидел без дела. Всё свободное время писал в газету «Трибуна» свои уникальные воспоминания, которые всегда будут востребованы при создании истории не только нашего предприятия, но и ракетно-космической отрасли в целом.
Просматривая газету «Трибуна» от 27.12.94 года, посвященную светлой памяти Владимира Сачкова, читаю высказывания первого заместителя Генерального конструктора Владимира Витера, тоже работавшего долгое время под его руководством: «…Учитывая значительную кооперацию организаций-разработчиков, постоянные изменения проектов, появляющиеся в ходе создания ракетно-космических комплексов, а также неумолимость сроков завершения работ, прессинг Министерства и Заказчика, на Владимира Владимировича всегда наваливалась «гора», казалось бы, неразрешимых проблем. Но, благодаря бесконечной терпимости, самодисциплине, огромным личным усилиям и жизненному опыту, он эффективно направлял работу специалистов, шаг за шагом распутывая сложные проблемы. И дело двигалось дальше. И так было всегда в бытность его заместителем Генерального конструктора предприятия».
В условиях большой перегрузки, в стрессовых ситуациях он находил место для шутки, умел разрядить обстановку, привлечь к себе внимание людей. А работать ему приходилось с большими коллективами. Но он готов был работать и с каждым в отдельности.
Нельзя не сказать и о жене Владимира Владимировича – Зое Ивановне. Она постоянно заботилась о нем, как о малом ребенке, и в меру своих сил помогала ему в его делах.
Увлекаясь работой, Владимир Владимирович нередко забывал о своем здоровье. В конце жизни он болезненно переживал свои недуги, сетовал на беспомощность, однако не сдавался, старался хоть чем-то быть полезным предприятию, своему коллективу. В память о славном трудовом и жизненном пути В.В. Сачкова от имени всего коллектива нашего предприятия хотелось бы еще раз выразить признательность и благодарность этому удивительному человеку, талантливому конструктору, ближайшему соратнику В.Н. Челомея. Его жизнь служит достойным примером для нынешнего и будущих поколений разработчиков ракетно-космической техники.
На снимках: 1. В.В. Сачков
2. В.В. Сачков и В.Н. Челомей с сотрудниками ЦКБМ обсуждают очередной проект
3. В.В. Сачков и летчик-космонавт В.А. Шаталов в ТКС «Алмаз»
Материал подготовил
Леонард СМИРИЧЕВСКИЙ,
начальник НИЦ 00-40
Фото из архива
предприятия
ТЕХНИКА ДИНАМИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Прошло уже почти полвека с того момента, когда была создана лаборатория измерения параметров динамических процессов (вибрации и удара) Л341. Лаборатория была образована на базе части сотрудников из лабораторий 152 и 153 (начальники И.Н. Москаленко и А.М. Михайлов). В наследство от этих двух лабораторий автору этих строк и его коллегам достались самые примитивные средства измерения и регистрации, такие как оптический виброметр, пьезодатчики ИС-318, вольтметры стрелочные, светолучевые осциллографы МПО-2 с записью на 35 мм кинопленку. Средства измерения были совершенно не приспособлены к проведению измерений при виброиспытаниях на качающейся частоте.
Первой задачей вновь созданной лаборатории было оснащение аппаратурой, которая обеспечивала бы возможность проведения многоточечных измерений в режиме сканирования частоты синусоидального воздействия.
Чтобы выполнить поставленную задачу, на первых порах нами были доработаны имеющиеся в то время виброизмерительные приборы ИС-948 и ИС-943, предназначенные для использования при летных испытаниях. К сожалению, эти приборы специального назначения не обладали той универсальностью и перенастраиваемостью, которые требовались при измерениях во время проведения стендовых вибрационных испытаний на сканируемых режимах. Выходы этих приборов не согласовывались со светолучевыми осциллографами, диапазоны измерений устанавливались жестко выбором соответствующей распайки кроссировочного поля. В итоге было невозможно осуществить оперативный подбор диапазона измерения.
Измерительные приборы нам все-таки удалось доработать, и мы с успехом применяли их в течение ряда лет, пока не оснастились импортной аппаратурой фирмы КРТ, изготовленной в ГДР.
Следующим шагом в совершенствовании технической базы лаборатории стали наши собственные разработки, позволившие автоматизировать процесс выбора пределов измерения в измерительных каналах и обеспечившие автоматизацию процесса регистрации параметров вибрации испытуемых объектов в виде амплитудно-частотных характеристик в ходе проведения виброиспытаний методом сканирования.
Активное участие в этих работах принимали Ю.А. Журавлев и Н.П. Киселев.
В 1973 году был изготовлен и введен в строй блок автоматического переключателя диапазонов АПД-15 на 15 каналов. Дальнейшие разработки в этом направлении позволили оснастить автоматическим переключателем диапазонов и виброизмерительную аппаратуру 8М231/241.
Новые разработки были выполнены уже на современной элементной базе (микросхемах). В этих разработках активное участие принимал инженер А.К. Веремейченко. Все они были защищены свидетельствами о рационализаторском предложении и одним авторским свидетельством на изобретение.
В 1966-67 гг. по заданию начальника КБ-3 В.А. Федотова в лаборатории была разработана система, обеспечивающая возможность автоматической регистрации форм упругих колебаний конструкции в ходе эксперимента.
Система использовалась при частотных испытаниях изделий по основным тематическим направлениям деятельности фирмы.
Данная система получила положительный отзыв у начальника КБ-3 В.А. Федотова и специалистов ЦАГИ, в частности, у начальника лаборатории частотных испытаний А.П. Резника.
1969-1970 гг. в истории лаборатории 341 были связаны с вводом в строй дистанционных систем вибрационных и ударных измерений в корпусе 35А. В то время лаборатория вошла в состав отдела 300, возглавляемого В.Н. Спириным.
Тогда перед коллективом лаборатории была поставлена новая задача - обеспечение возможности регистрации параметров случайных вибраций. Для решения этой задачи необходимо было оснастить систему измерений многоканальными магнитными регистраторами. Из доступных в то время магнитографов нами были освоены и введены в строй системы «Уран» и «БРС». В дальнейшем, совершенствуя систему регистрации, нами были освоены новые, более надежные, модели магнитографов НО-46, НО-62 и, наконец, НО-68.
Дальнейшие разработки лаборатории (а с 1980 г. - сектора) были направлены на автоматизацию процесса обработки получаемой при вибропрочностных испытаниях измерительной информации. Для этого была разработана система регистрации амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) в реальном масштабе времени, позволяющая непосредственно в ходе эксперимента получать информацию о резонансных свойствах испытуемой конструкции. Первая установка обеспечивала одновременную запись АЧХ в 15 точках. В дальнейшем была разработана и введена в строй система на 25 точек.
Возникшая в 1985-86гг. острая необходимость обследования конструкции одного из изделий с точки зрения угловых колебаний мест установки ДУС системы управления стала импульсом для разработки системы измерения угловых ускорений и скоростей в диапазоне частот до 1000 Гц, чего не позволяли делать стандартные средства.
Такая система, авторами которой стали А.К. Веремейченко, В.И.Филь и автор этих строк, была разработана в кратчайший срок и использовалась при стендовых вибрационных испытаниях одного из изделий по основной тематике предприятия, так и при испытаниях его в ТПД ЦАГИ. Проведенные работы позволили выбрать оптимальное место установки датчика угловых скоростей (ДУС).
В 1990 годы в секторе велись работы по оснащению системы виброизмерений вычислительным комплексом на базе ЭВМ СМ 1634. Это позволило автоматизировать математическую обработку виброизмерительной информации, полностью исключило ручной труд по обработке измерений, позволило получать выходную информацию в виде, удобном для непосредственного помещения ее в отчет по испытаниям.
Владислав ГЕТМАН,
ветеран НИО 03-30
Фото из архива предприятия
ВДОГОНКУ ЗА ПРОГРЕССОМ
20 телевизионных каналов в цифровом качестве смогут смотреть жители Подмосковья уже в 2013 году. Об этом было заявлено прошлым летом на совещании вице-губернатора Московской области Руслана Цаликова с главами городов и районов Подмосковья. Новый 2013 год уже шагает по стране, а где же цифровое ТВ?
Цифровое телевидение пришло во многие дома несколько лет назад с появлением спутникового ТВ и началом продаж телевизоров с цифровым тюнером. В последнее время появилось немало различных операторов, предлагающих платное ТВ. Но все же на большей части нашей необъятной страны можно принимать не более 3 каналов. Переход на цифровое вещание позволит значительно улучшить ситуацию.
Несколько лет назад, когда многие европейские страны отключили аналоговые передатчики, в России работа только началась. Поначалу, как у нас принято, долго запрягали, но после принятия в 2009 году федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы» работа закипела.
В начале 2010 года началось тестовое вещание из Останкино, переход на «цифру» в регионах. Но произошло то, что в России иногда случается: технический прогресс успел обогнать наши грандиозные проекты и заимствованный в Европе формат цифрового вещания успел состариться. Было принято решение перейти на более современный стандарт. Уже в марте 2012 года из Останкино началось тестовое вещание в новом формате. В Программу внесли соответствующие изменения, а заодно и сократили сроки перехода на внедрение 1-го и 2-го мультиплекса (пакеты каналов) с 2015 на 2012-2013 годы.
В городах большинство жителей пользуется услугами кабельного телевидения, поэтому главный вопрос для них - все ли смогут принимать цифровой сигнал?
На этот вопрос однозначного ответа нет. Смогут все, но с некоторыми оговорками. Сейчас сигнал из Останкино достигает с «проплешинами», связанными с особенностями распространения радиоволн (преграды из высоких домов, складки местности), - 70-80 км. После реализации 2-го и 3-го этапов Программы цифровым вещанием будет охвачено 99.5% территории Московской области. Для этого предполагается строительство 28 передатчиков.
Для приема эфирного цифрового сигнала в Реутове или в Подмосковье нужна дециметровая антенна (ДМВ), (иногда достаточно «проволочки»), телевизор с ТВ тюнером DVB-T2/MPEG4 и, желательно, прямая видимость на Останкинскую телебашню. Для приема ТВ на телевизор с цифровым тюнером старого формата или на телевизор с электронно-лучевой трубкой нужна специальная приставка к телевизору, так называемый Set Top Box, с тюнером DVB-T2. Прекращение эфирного вещания предполагается не ранее, чем через два года после завершения программы, когда большинство жителей подготовится к новым правилам.
Все сказанное имеет отношение к приему эфирного телесигнала. Но в городах, где высокие дома и железобетонные стены «панелек» становятся помехой на пути радиоволн, а усеивать крыши домов индивидуальными антеннами никто не разрешит, большая часть населения будет получать телесигнал от городского оператора кабельного телевидения.
Как сказали корреспонденту «Трибуны ВПК» в компании, обслуживающей реутовские кабельные сети, сейчас в квартиры поступает 27 аналоговых, 8 цифровых телеканалов и 3 радиостанции. Нас заверили, что в ближайшее время революции не будет. В Реутове предполагают пока параллельно транслировать аналоговые и цифровые каналы. В компании вынуждены учитывать разное материальное положение жителей. Ведь для социально незащищенных групп населения покупка приставки будет серьезной тратой.
Программа развития телерадиовещания поначалу предполагала бесплатную трансляцию 8 каналов. Недавние изменения в Программе увеличили количество бесплатных телеканалов до 20, перечень которых уже известен (один из них будет в HD качестве). В начале наступившего года будет определен список каналов так называемого 3-го мультиплекса, но за эти каналы надо будет платить. В 3-й мультиплекс будут включены каналы в HD качестве.
Сейчас жители Реутова, как витязь на распутье, должны решить непростую задачу. Можно посоветовать пока не спешить и принимать решение, когда Программа развития телерадиовещания будет выполнена полностью. Тогда можно будет сравнить количество и наполнение бесплатных и платных эфирных пакетов, сравнить предложения разных операторов. Тогда будет известен размер и способы оплаты. Тогда будет ясно, как принимать, к примеру, платные эфирные каналы.
Обладателям современных ЖК телевизоров нужно четко знать возможности своего аппарата. Российский рынок заполонили телевизоры с тюнером европейского стандарта DVB-T. Руководство «Московского регионального центра» год назад разослало письма руководителям торговых организаций с просьбой разъяснять покупателям, что «имеющееся сейчас в продаже оборудование стандарта DVB-Т, в утвержденном стандарте DVB-T2 не сможет принимать телевизионные сигналы». Но и год назад и сейчас даже в крупных сетевых магазинах продолжают сбывать «состарившиеся» аппараты, не разъясняя покупателям их возможности.
В одном из ближайших номеров газеты мы опубликуем интервью со специалистами ООО «Панател», предоставляющим в Реутове услуги кабельного телевидения.
На снимке:Инженер по обслуживанию кабельного телевидения г. Реутова Михаил Степанов на головной станции системы коллективного приема ТВ.
Сергей СЛАВИНСКИЙ
Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/publ
Фото автора