ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ

В АО «ВПК «НПО машиностроения» прошла V научно-техническая конференция по перспективным разработкам ракетно-космической техники. Это мероприятие является площадкой, на которой разработчики и заказчики РКТ могут обсудить актуальные проблемы отрасли. Участие в конференции приняли ученые и специалисты 28 предприятий и организаций.

В соответствии с Положением о порядке проведения научно-технической конференции работа была организована по четырем секциям и одной подсекции. 14 и 15 апреля руководители трех тематических направлений АО «ВПК «НПО машиностроения» в Центре ситуационного моделирования и в Корпоративном представительском центре провели заседания секций «Космические системы военного и двойного применения», «Стратегическое ракетное вооружение», «Оперативно-тактическое ракетное вооружение», «Актуальные проблемы развития ракетно-космической техники и диверсификации».
В Информационном центре корпуса 24 под председательством помощника Генерального директора М.В. Палкина прошла подсекция «Проекты продукции гражданского назначения», которую посетил и наш корреспондент.
Гостем подсекции стал заместитель директора Департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки России А.М. Романов.
«Одно из ключевых направлений деятельности нашей Корпорации – это космическая тематика. Мы создаем космические системы дистанционного зондирования Земли в радиодиапазоне. В данный момент завершается изготовление двух КА «Кондор-ФКА» по заказу ГК «Роскосмос», ведутся разработки различных модификаций космических аппаратов», – отметил Максим Вячеславович, поприветствовав участников конференции.
Космической тематике было посвящено несколько докладов. Так, выступавший первым заместитель главного конструктора по направлению Леонид Король осветил вопросы развития темы дистанционного зондирования Земли. Леонид Георгиевич рассказал об опыте предприятия в разработке новых малых космических аппаратов, предназначенных для гражданского рынка: «В настоящее время наблюдается активный рост количества частных фирм, занимающихся космической техникой с целью ее коммерциализации. Здесь можно выделить две стратегии развития: создание собственных орбитальных группировок с целью предоставления оптической или радиолокационной съемки дистрибьюторам и создание исключительно наземной инфраструктуры по высокоуровневой и тематической обработке данных для получения продуктов, необходимых уже конечному потребителю. В НПО машиностроения активно ведется работа по обоим этим направлениям, причем мы сосредоточены именно на теме радиолокаторов – мы считаем, что именно они являются более коммерчески привлекательными в силу всепогодности и независимости от времени суток».
Он также отметил, что в проектируемых перспективных малых КА используются принципы модульности, которая повышает возможности модернизации аппаратов. Леонид Георгиевич обратил внимание и на экономическую сторону вопроса: важно обеспечить выведение нескольких спутников на орбиту одной ракетой-носителем.
Работам в рамках сотрудничества с АО «НПО им. С.А. Лавочкина» был посвящен доклад главного инженера ОЗМ Александра Крючкова и главного технолога Антона Ларина.
«Для выведения на орбиту КА нашего производства используются разгонные блоки, создаваемые в НПО им. С.А. Лавочкина. В настоящий момент этим предприятием запущена работа по модернизации разгонного блока. Стоит задача изготовления нового топливного бака. От НПО им. С.А. Лавочкина поступила заявка проработать технологию изготовления элементов оболочки бака. Оболочка состоит из 16 элементов, конструктивно напоминает тор, но есть и некоторые отличия. Габариты крупные. Работа носит научно-исследовательский характер. Специалистами отдела главного технолога был разработан директивный технологический процесс, требуемая оснастка». Александр Викторович отметил, что в настоящее время работа находится на стадии технологической подготовки производства: формируются окончательный перечень оснастки и ценовые показатели.
Следующий доклад Александра Викторовича был посвящен работам ОЗМ по освоению производства продукции по заказам авиастроительной отрасли.
На секции также прозвучали доклады о гражданской продукции, создаваемой на дочерних предприятиях АО «ВПК «НПО машиностроения». В том числе и для нужд здравоохранения – например, о внедрении углерод-углеродных композиционных материалов в медицинскую практику рассказал заместитель Генерального директора АО «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов» (г. Пермь) Юрий Уткин.
«Сегодня, когда импорт в страну ограничен, у нашей Корпорации появляется возможность внедрить что-то новое. Углерод-углеродные композиционные материалы изначально появились совсем не для медицинских целей, однако наш институт в 1993 году начал искать им применение в этой сфере. Наш «Углекон», используемый для изготовления имплантатов, не является для тела человека чужеродным материалом. Аналогов нет в мире – сейчас бедренный компонент находится на государственной регистрации, все сопутствующие исследования материал уже прошел», – сообщил Юрий Аркадьевич. Он также отметил, что обследования пациентов, которым много лет назад сделали операции с использованием протезов и имплантатов из «Углекона», показали, что материал отлично прижился – кость буквально проросла вглубь него. Докладчик обратил внимание на то, что в ближайшем будущем в Пермском крае начнется строительство нового предприятия, которое будет заниматься именно медицинскими изделиями из композитов.
Ученый секретарь НТС Леонид Точилов организовал для участников конференции экскурсию в музей истории и достижений предприятия, посещение которого вызвало массу восторженных отзывов.
«Что касается докладов, прозвучавших на конференции, то лучшими отзывами можно, наверное, считать желание участников обязательно посетить конференцию в следующем году. Была достигнута и основная цель мероприятия: завязывались новые контакты, возникали новые идеи для сотрудничества. Один из наиболее часто задаваемых вопросов касался публикации докладов конференции. По ее итогам будет издан рецензируемый сборник научных статей, который будет направлен в организации, принявшие участие в конференции, другие заинтересованные организации. В настоящее время подводятся итоги, председатели секций определяют лучшие доклады, авторы которых получат денежные премии. Отдельно хотелось бы отметить вклад специалистов и руководителей, помогавших в организации конференции, – это Алексей Найденов (музей истории и достижений предприятия), Александр Виноградов (ЦСМ) и его коллеги, Галина Разуваева и персонал КПЦ, Денис Жулябин и молодые специалисты – члены МОРО СоюзМаш, сотрудницы секретариата НТС Эльвира Дунаева и Татьяна Ефимова», – прокомментировал Леонид Сергеевич.
В целом мероприятие прошло успешно: V научно-техническая конференция дала ученым, инженерам и руководителям со всей страны возможность обменяться опытом и поделиться друг с другом идеями о развитии машиностроительной отрасли.
На снимке: с докладом выступает Леонид Король.
Владимир КЛЫКАНОВ
Фото Михаила Алексеева

 

 

СТАНЦИЯ «АЛМАЗ» ПОЯВИТСЯ В АРХИПО-ОСИПОВКЕ

АО «ВПК «НПО машиностроения» посетили гости из Архипо-Осиповки – в состав делегации вошли руководитель местного Музея космонавтики Демьян Кузьмин и депутат Думы муниципального образования город-курорт Геленджик Дмитрий Утка. Визит был организован Московским областным региональным отделением Союза машиностроителей России.

Темой обсуждения стало расширение экспозиции архипо-осиповского музея, которую в ближайшее время пополнят орбитальная станция и отсек экипажа возвращаемого аппарата (ВА) ракетно-космического комплекса «Алмаз». Поставка таких экспонатов позволит расширить профориентационную работу в муниципалитете – знакомиться с одним из ключевых советских космических проектов будут как взрослые, так и дети – причем не только местные, но и приехавшие отдыхать на Черноморское побережье. Опыт Реутова показывает, что возможность побывать на борту аналога ОПС производит на ребят особенное впечатление – для многих из них именно с этого начинается увлечение техникой и космосом.
«Музей в Архипо-Осиповке по качеству экспозиции стоит на одном уровне со многими федеральными музеями космонавтики, в нем действует отдельная экспозиция, посвященная нашему предприятию. Несколько лет назад мы передали туда кабину от натурного макета легкого космического самолета (ЛКС), хранившуюся в одном из наших цехов. Макет достроили, и теперь в музее установлен единственный в мире полномасштабный макет ЛКС. Сейчас он привлекает множество посетителей, внутри проводятся лекции», – отмечает начальник НИЦ истории предприятия Леонард Смиричевский.
По его словам, для Демьяна Лазаревича главной целью визита стала оценка монтажных особенностей и интерьера аналога ОПС «Алмаз», установленного в демонстрационном зале ракетно-космической техники. Такого сходства с настоящей станцией персоналу архипо-осиповского музея достичь, конечно, не удастся – не сохранилось ни конструкторской документации, ни оригинальной аппаратуры. Но в общих чертах передать атмосферу легендарного «Алмаза» популяризаторы космонавтики намерены попытаться. Законное место на воссозданной станции, например, займет уникальный оптический визир, который сейчас установлен в макете ЛКС. Этот прибор позволял космонавтам наблюдать за земной поверхностью с приближением до 80 крат и более. За счет синхронизации бега Земли с движением специального зеркала в схеме прибора члены экипажа на остановленном изображении могли сосчитать до 100 объектов (например, самолетов или иных образцов военной техники).
Корпус станции уже доставлен из АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» в Архипо-Осиповку. В АО «ВПК «НПО машиностроения» готовится к отправке двигательная установка ВА.
«Работы впереди очень много – но коллеги полны энтузиазма и желания выполнить этот проект на самом высоком уровне. Мы, в свою очередь, готовы помогать», – резюмирует Леонард Дмитриевич.
На снимке (слева направо): Д.Л. Кузьмин, Л.Д. Смиричевский, Д.А. Утка и А.А. Тихонов в музее истории и достижений АО «ВПК «НПО машиностроения».
Антон МИРНЫЙ
Фото предоставлено
НИЦ истории предприятия

 

 

ЮБИЛЕЙ ЛЕГЕНДАРНОГО КОСМОНАВТА

13 мая 80-летний юбилей отметил легендарный летчик-космонавт Владимир Джанибеков. Дважды Герой Советского Союза, кавалер пяти орденов Ленина, обладатель многих других отечественных и зарубежных наград, командир экипажа, спасшего «мертвую» станцию «Салют-7», генерал-майор авиации, Президент Ассоциации музеев космонавтики России – Владимир Джанибеков по праву считается звездой отечественной космонавтики. На его счету пять полетов, причем каждый раз Владимир Александрович выступал в качестве командира корабля. На орбите он провел в общей сложности 145 суток: дважды выходил в открытый космос, обнаружил эффект вращения тела в невесомости, впоследствии названный в его честь.

На празднование юбилея в Московском мемориальном музее космонавтики собрались друзья, товарищи и коллеги Владимира Александровича. От АО «ВПК «НПО машиностроения» был приглашен заслуженный испытатель космической техники Леонард Смиричевский.
Поздравляя Владимира Джанибекова, Леонард Дмитриевич особо отметил, что для предприятия космонавт уже давно стал родным человеком. Хотя на наших «Алмазах» Владимир Александрович и не летал, он всегда с удовольствием принимал участие в проводимых фирмой мероприятиях. Например, был одним из почетных гостей на открытии музея истории и достижений предприятия – визит легенды космонавтики сыграл особую роль в популяризации работы АО «ВПК «НПО машиностроения».
«Чем уникален Владимир Александрович – после всех заслуг и подвигов он не заразился звездной болезнью. Каждого поздравителя он крепко обнимал, было видно, как ценно для него то, что люди приехали на его праздник. С большой радостью юбиляр воспринял поздравления от Генерального директора, Генерального конструктора, Героя Труда Российской Федерации Александра Леонова», – рассказал Леонард Дмитриевич.
Сам Л.Д. Смиричевский знаком с В.А. Джанибековым уже много лет, поэтому приглашение на торжество наш ветеран принял с гордостью. Как оказалось, праздновать 80-летие космонавта собрались исключительно близкие по духу люди: были здесь и те, кто сам летал в космос, и те, кто готовил их к полету или испытывал ракетно-космическую технику. Праздник в своем кругу, без формального присутствия официальных лиц, в очередной раз продемонстрировал скромность юбиляра, о которой, впрочем, гости и так знали не понаслышке.
В честь знаменательной даты была открыта уникальная выставка, организованная руководством музея, и в первую очередь супругой Владимира Александровича – руководителем научно-экспозиционного отдела ММК Татьяной Геворкян. Экспозиция «Эффект Джанибекова» рассказывает о жизни легенды космонавтики – от детских лет до сегодняшнего дня. В девяти тематических разделах были собраны подлинные личные вещи героя, документы, уникальные фотографии, газеты, открытки, значки, коллекция авторской живописи (Владимир Александрович пишет картины). Центром экспозиции стала витрина с оригинальными наградами космонавта. С выставкой гости могли ознакомиться до начала торжества: как признался Леонард Дмитриевич, на него она произвела большое впечатление – работа организаторами была проведена колоссальная. Официальное открытие выставки состоялось 12 мая – в нем приняли участие многие известные руководители, в число которых вошел и глава ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.
«На праздник приехало много космонавтов, моих добрых знакомых – были, например, дважды Герои Советского Союза Александр Александров, посещавший наш музей, и Владимир Аксенов (с ним мы в свое время проводили испытания в невесомости на летающей лаборатории), Александр Иванченков, который летал с Владимиром Александровичем на «Союзе Т-6». Очень тронул и юбиляра, и гостей приезд монгольского космонавта Жугдэрдэмидийна Гуррагчи, которому из-за ковидных ограничений было очень непросто добраться до России. С ним Джанибеков летал на «Салюте-6». Приехал, конечно, и дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных – бортинженер, с которым Владимир Александрович спасал «Салют-7» – «мертвую» станцию. Также юбиляра поздравил Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев», – отметил Леонард Дмитриевич.
С поздравлениями и праздничными тостами выступили многие гости. Говорили разное: вспоминали подвиги героя космоса, делились личными историями, желали еще многих лет здоровья и бодрости духа… На все комплименты Владимир Александрович отвечал неизменно скромно и просто: «Это моя работа». А ведь этот человек делал в космосе такие вещи, которые даже сейчас, когда технологии и наука продвинулись далеко вперед, сложно представить!
Самый известный эпизод –это, конечно, спасение станции «Салют-7». В 1985 году она полностью вышла из-под контроля Центра управления полетами, не реагировала на команды –словом, перешла в неуправляемый полет. Потребовалось в экстренном режиме отправлять на «мертвую» станцию экспедицию, возглавил которую уже имевший за плечами четыре полета (том числе два – на «Салют-7») Владимир Джанибеков. За счет колоссального багажа знаний, отточенных до миллиметра действий он смог выполнить стыковку корабля с не подающей признаков жизни станцией, хотя в ЦУП такой маневр считали маловероятным. Попав на борт, космонавты обнаружили, что на станции не работает ни одна система – не было ни света, ни воды, ни отопления, ни рециркуляции воздуха. Более 112 суток Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных понадобилось на полное восстановление «Салюта-7».
Торжество у всех его участников оставило незабываемые воспоминания. Все-таки не каждый день в одном месте собирается столько людей, творивших космическую историю нашей страны!
На снимке: В.А. Джанибеков (в центре) вместе с друзьями и коллегами торжественно отпраздновал свой юбилей. Л.Д. Смиричевский – крайний справа.
Афанасий ЖУК
Фото из архива
Леонарда Смиричевского

 

 

 

ИГРЫ НА КУБОК

По уже сложившейся традиции в начале года профсоюзный комитет и МОРО СоюзМаш России провели турнир на Кубок имени В.В. Воронина по мини-футболу. В этом году начало турнира пришлось перенести на более поздний срок из-за высокого процента заболеваемости участников спортивного мероприятия и дистанционного обучения студентов АКФ.

В играх на Кубок приняли участие четыре команды: это неоднократный обладатель этого приза команда «Сатурн» и команды ФК ПСК, «Олимп» и АКФ.
Перед началом встречи к игрокам АКФ, которые впервые оказались в финале турнира, обратился председатель профкома В.И. Алайкин. Он рассказал об истории организации и проведения первого турнира на Кубок, о его значимости в футбольной жизни нашего предприятия, о трудовой и общественной деятельности В.В. Воронина на предприятии, в городе, о его заслугах и о том, что в этом году турнир посвящен 45-летию образования Профобщемаш России.
В групповом турнире ни одной из команд не удалось набрать максимальное количество очков. Первое место в группе заняла команда студентов АКФ, второе – «Сатурн», третье – «Олимп» и четвертое – ФК ПСК.
По регламенту в первом полуфинале встретились АКФ и ФК ПСК, во втором – «Сатурн» и «Олимп». Если во втором матче все прошло довольно спокойно и «инопланетяне» уверенно выиграли у «олимпийцев», то в первом полуфинале все было очень и очень напряженно. Первый тайм закончился со счетом 1:1. Во втором ФК ПСК повел в счете (4:1), но за последние 10 минут основного игрового времени студенты сравняли счет. И снова вступил в действие регламент кубковых игр – были объявлены два дополнительных тайма по 5 минут.
До окончания встречи оставалась одна минута, и игроки уже мысленно готовили себя к пробитию штрафных ударов – пенальти. Но этим надеждам не суждено было сбыться, потому что в самом конце встречи команда АКФ забила пятый гол в ворота соперников и вышла в финал.
В финале события развивались следующим образом. На первой же минуте сатурновцы дальним ударом забивают первый гол, а спустя некоторое время и второй. После этого студенты показали свой молодецкий характер. Они не только сравняли счет, но и вышли вперед (4:2). На перерыв же команды ушли при счете 4:3.
Во втором тайме командам долгое время не удавалось забить очередной гол. Были заметны осторожность в игре обеих команд, небольшая усталость и ответственность за результат. Игрокам команды «Сатурн» удалось все-таки сравнять счет в матче, и у них появился дополнительный импульс в игре. Но кубковые игры часто ломают все стереотипы и приносят неожиданные результаты. За одну минуту до окончания основного времени команде АКФ удалось забить пятый гол, как оказалось, победный, потому что времени отыграться, несмотря на все предпринятые усилия, команде «Сатурн» не хватило. Здесь уместно сказать, что молодость взяла верх над опытом. Плюс ко всему за команду-победительницу играли 12 (!) игроков. Это Станислав Верзилин, Вячеслав Гоголев, Лев Компасов, Александр Говорченко, Степан Юрченко, Максим Сальников, Вячеслав Кондратюкин, Алексей Рекун, Александр Цыгипов, Даниил Кривенков, Кирилл Хамнуев и Михаил Фролов.
Если отойти от хронологии игры, необходимо сказать, что игроки обеих команд показали очень приличный футбол. Дальние удары по воротам соперника сочетались с хитроумными комбинациями, заставляя игроков при обороне принимать нестандартные решения. Конечно, забитых голов могло бы быть и больше, но мастерство вратарей не позволило этого сделать.
Профсоюзный комитет и МОРО СоюзМаш России отмечают высокую активность игроков, принявших участие в турнире, и желают им крепкого здоровья, которое необходимо для поддержания достойного уровня мастерства при проведении игр, и выносливости. И пусть никакие результаты не сказываются на успешном выполнении производственных заданий и учебном процессе.
В завершение стоит добавить, что, кроме председателя профкома В.И Алайкина, на матче присутствовали внук В.В. Воронина Никита Салычев и немногочисленные, но весьма активные болельщики команды АКФ.
На снимке: победители турнира – команда студентов АКФ.
В. ЯРУШИН
Фото Н. Салычева

 

 

ЗА КУЛИСАМИ МОЛОДЕЖНОГО КОНЦЕРТА

На предприятии состоялся приуроченный к празднованию Дня космонавтики концерт, организованный силами молодежного крыла Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России. Впервые за несколько десятилетий в АО «ВПК «НПО машиностроения» выступили не только поющие под инструментальные фонограммы вокалисты, но и музыканты, играющие вживую. Организовать концерт на режимном предприятии – дело не из простых. Одно можно сказать точно: без помощи руководства фирмы, профкома, сотрудников ДК «Мир», руководителей подразделений, в которых трудятся наши музыканты, ничего бы не получилось. Ведь вместе мы – сила!

«Я наслышана от опытных работников нашего предприятия о тех концертах, которые проводились здесь десятилетия назад. Более того, у меня не было сомнения, что на многотысячном предприятии работают не только высококлассные специалисты, но и замечательные творческие, талантливые люди. Так и оказалось. Наши коллеги не только занимаются наукой, трудятся за станками, но и замечательно, например, поют, являются классными музыкантами. При организации концерта были две основные идеи. Во-первых, чтобы на сцене выступила непременно молодежь предприятия, а, во-вторых, хотелось посвятить концерт одному из значимых событий не только для нашей страны, но и для всего человечества – полету Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Тем более что космические системы и аппараты – одна из основных тематик нашего предприятия», – рассказывает организатор и ведущая концерта, одна из лидеров молодежного крыла МОРО СоюзМаш Катерина Корнеенкова.
Автор этих строк играет на гитаре и поет достаточно давно – ему приходилось выступать в клубах, на небольших фестивалях. Поэтому, узнав о намечающемся концерте, он решил обязательно в нем поучаствовать – изначально, правда, как сольный исполнитель. Но оказалось, что к организатору Катерине обратились басист Дима Соколов и барабанщик Стас Роменский – пообщавшись, ребята решили, что интереснее будет сыграться, подготовить репертуар и выступить в составе группы. Позднее к ним присоединился еще один ударник Алексей Архипенко – он музыкант опытный, и благодаря его стилю игры песни зазвучали еще более драйвово и бодро.
На подготовку у музыкантов был всего месяц – первая полноценная репетиция прошла в конце марта. Здесь нужно отдать должное председателю профкома Вениамину Алайкину – группе выделили помещение в корпусе 59 (как оказалось, какое-то время назад на фирме уже была попытка организовать музыкальный коллектив, но успехом она не увенчалась). Вениамин Иванович по первой же просьбе помог группе и с оборудованием – на репточке не было ни пульта, ни микрофона. Когда стало понятно, что играть на акустической ударной установке в конференц-зале корпуса 16 будет нереально (она слишком громкая), выручила Катерина – ее брат любезно согласился одолжить нам электронные ударные.
Что ни говори, но музыка объединяет людей. Еще вчера ты не был знаком ни с одним из будущих товарищей по группе, и вот вы уже по несколько раз в неделю после работы часами играете песни, которые, как вы надеетесь, найдут отклик в душе у зрителей. Сет-лист музыканты подобрали тематический: в апреле на таком предприятии, как наше, важно и нужно петь о космосе и о тех, кто сделал его ближе для всех жителей Земли. Не обошлось без хитов – «Траву у дома» группы «Земляне» ребята решили переработать и играть в более роковом стиле (и, судя по отзывам публики, не прогадали). Добиться оригинального звучания получилось и на «Rocket Man» сэра Элтона Джона – эта композиция в вокальном плане была самой сложной из всей программы. Но лично автору статьи больше всего понравилось работать над романсом «Нежность», известным в исполнении Майи Кристалинской, – с этой песней у него связаны трогательные воспоминания, которыми ему через голос хотелось поделиться со слушателями.
За неделю до концерта начала складываться общая картинка: продемонстрировали свой материал вокалисты Семен Носиков и Максим Лепин (как оказалось, наши коллеги поют просто отлично), Катерина и ее соведущий Андрей Долголенко начали работать над читкой сценария. Репетиций в зале было всего две: специалисты отдела кино-, видео-, фоторабот Сергей Лукаш и Иван Сергеев максимально быстро разобрались с коммутацией наших инструментов (для того, чтобы подключить на сцене бас-гитару, понадобилось специальное устройство – директ-бокс, которое нам без вопросов одолжили в ДК «Мир»), мастерски настроили звук и свет, хотя конференц-зал для живых выступлений не приспособлен.
Порой репетировать приходилось и в рабочее время, и очень важно, что руководители подразделений, в которых работают участники концерта, отнеслись к подготовке с пониманием. Но самое главное – в сам день концерта коллеги пришли поддержать выступающих. Когда видишь в зале «своих», волнение снимает как рукой – хочется выложиться по полной и показать класс! Да и в целом публика собралась благодарная – на аплодисменты зрители не скупились, а на ляпы и моменты неловкости реагировали дружелюбно или вовсе не обращали внимания. А сколько теплых слов участники концерта услышали после выступления… Такой отдачи от зала, если честно, никто не ожидал, поэтому приятно всем было вдвойне.
Автор уверен, что на предприятии много талантливых музыкантов, певцов, поэтов, танцоров, и он надеется, что опыт участников концерта поможет остальным коллегам в будущем проявить себя в творчестве. Представители руководства фирмы и МОРО СоюзМаш, члены комитета Молодежного объединения и просто те, кто пришли насладиться музыкой, дали концерту хорошую оценку. А это значит, что в будущем такие творческие инициативы будут только развиваться – и это здорово!
На снимке: участники и организаторы концерта со зрителями.
Владимир КЛЫКАНОВ
Фото Леонида Варламова

 

 

КАРШЕРИНГ: СВОЯ МАШИНА БОЛЬШЕ НЕ НУЖНА?

Все хотят перемещаться с комфортом. Если раньше казалось, что проще всего добраться из точки А в точку Б можно на личном авто, то сейчас все изменилось. Многие, наверное, помнят, как заказывали такси через диспетчера по телефону, – в наши дни, когда у каждого в кармане смартфон с «Яндекс. Go», «Uber» или «Ситимобил», это кажется картинкой из далекого прошлого. В 2010-х всего за несколько лет произошел настоящий бум онлайн-сервисов такси, а чуть позднее до России добралось и такое явление, как каршеринг. В чем плюсы и минусы поминутной аренды автомобиля? Способен ли каршеринг заменить собственную машину? Я пообщался с нашими коллегами, и вместе мы попытались найти ответы на эти вопросы.

Сам я сдал на права лет пять назад. Признаюсь честно: за рулем в последний раз сидел на экзамене в ГАИ. Многие мои друзья и знакомые с тех пор обзавелись машинами: кто-то взял с рук подержанную иномарку родом из начала 90-х, кто-то влез в кредит и приобрел бюджетный седан – детище корейского автопрома… Объединяло новоявленных владельцев «железных коней» одно – спустя пару месяцев они начинали жаловаться. Поводов было предостаточно: дорогое топливо, страховка, техобслуживание, ремонты, ДТП, стресс на дороге, пробитые недовольными соседями колеса – словом, выглядело все так, будто покупка машины стала для них не счастьем, а наказанием. Меня это несколько отпугнуло, и начинать водить я не спешил – что-что, а общественный транспорт в столичном регионе работает как надо. Это раньше на машине можно было добраться куда-либо быстрее, а сейчас – если боишься опоздать, проще спуститься в метро (там хотя бы нет угрозы на три часа встать в пробку). 
Однако прелести каршеринга я все-таки оценил, когда помогал друзьям с переездом. Оказывается, арендовать в приложениях можно не только легковушки, но и минивэны – в такую машину можно спокойно погрузить мебель и технику и отвезти туда, куда нужно. Это позволяет серьезно сэкономить – тарифы даже у грузового каршеринга ниже, чем у контор вроде «Грузовичкоф».
Стоит помнить, что компании, предоставляющие авто в поминутную аренду, предъявляют к водителям некоторые требования. В Москве и области каршеринг без стажа вождения не очень распространен: фирмы не готовы сажать за руль совсем уж неопытных (есть риск, что новичок так повредит машину, что ремонт потом никакая страховка не покроет). Как правило, в большинстве сервисов к управлению автомобилем допускаются водители со стажем не менее двух лет. Бывают ограничения и по возрасту: где-то транспорт предоставляют от 21 года, а где-то и с 23 лет. Впрочем, в погоне за прибылью ряд компаний все же поступился безопасностью и разрешил пользоваться каршерингом тем, кто только получил права. Еще одно обычное требование – постоянная регистрация на территории РФ. Это не значит, что иностранцы не могут поминутно арендовать машину, просто их кандидатуры дольше согласовываются.
«Впервые с каршерингом я столкнулась в Сочи. Отдыхали с друзьями на «Розе Хутор» и решили выделить день на встречи со знакомыми и прогулки по городу. Несмотря на то что за рулем была не я, каршеринг мне показался очень удобным. Он доступнее и дешевле, чем машина напрокат. Благодаря приложению в телефоне не требуется никаких личных встреч для оформления договора, залога, передачи ключей и т. д. Классно, что ты свободен в плане передвижений, ведь авто можно оставить в любом месте: поехал в парк, планы поменялись, запарковался и дальше двигаешься хоть пешком, хоть на самокате, которые тоже можно брать через приложения. К слову, парковки для каршеринга бесплатные, и это большой плюс (особенно в мегаполисе). В плане мобильности каршеринг имеет преимущества и перед такси. Например, когда в такси высокий спрос, а ждать лишние 10–15 минут не можешь, быстрее самому сесть за руль. Отправляться в город по делам тоже проще на каршеринге – вряд ли таксист будет тебя ждать у того же МФЦ, ему выгодней взять новый заказ. А с каршерингом можешь спокойно приехать, бесплатно припарковаться, забронировать за собой машину или взять другую», – делится мнением заядлая автолюбительница – специалист II категории Алена Кочепасова. На вопрос о том, способен ли каршеринг заменить собственное авто, она отвечает утвердительно: «Сегодня быть водителем непросто. Особенно невыгодно, если машина простаивает, ведь деньги все равно уходят на оплату парковочного места или гаража, ТО, страховку и т. д. С каршерингом эти вопросы сами собой отпадают. Мне кажется, жители Москвы и ближайшего Подмосковья вполне могут отказаться от собственного авто в пользу каршеринга, особенно если ездят не так часто. Сама я пользовалась им несколько раз и именно для поездок по Реутову и ближайшим районам Москвы».
Другой наш коллега, инженер I категории Михаил Ковальский, наоборот, утверждает, что каршеринг – удовольствие не из дешевых. Не стоит забывать о том, что машину через приложение арендуют поминутно: если встрять в пробку, можно потратить на одну поездку весьма приличную сумму.
«На мой взгляд, главный плюс каршеринга заключается в том, что машины предлагаются в более-менее хорошем состоянии, их много, для них оплачены парковки. Когда у тебя планы на вечер не определены (может, заедешь в бар) или нужно попасть в аэропорт, на вокзал – можно спокойно приехать, бросить авто и не переживать. Насчет цены – я точно не рассчитывал, но при активном сценарии использования выходит дороже, чем владеть собственной машиной. А вот если ездить эпизодически, может получиться и выгоднее. С другой стороны, если необходимо ездить в дальнее Подмосковье или соседние области, то каршеринг – не вариант, зона действия у него ограничена. Если сравнивать с такси – это, безусловно, дешевле, но не так уж и заметно. Плюс за рулем ты должен быть сосредоточен, а в такси можно расслабиться», – говорит Михаил.
В целом же и я, и наши коллеги согласны: каршеринг идеально подходит тем, кто умеет водить, но выбирается куда-то не так часто. Если вам нужно добираться с другого края Москвы на работу в Реутов, то вы рискуете серьезно потратиться: все-таки дорога порой очень непредсказуема и даже в относительно незагруженное время пробки могут возникнуть как по волшебству.
Арсений ШОЛДРА
Фото из интернет-источника