Целевая контрактная Подготовка

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» производится отбор желающих для направления в ВУЗы, вошедшие в перечень готовящих специалистов с высшим профессиональным образованием для предприятий ОПК. Обучение проходит за счет средств Федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 854 «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организации ОПК на 2007-2010 годы».
Привлечение и подготовка молодых специалистов с высшим образованием является необходимым и одним из наиболее важных направлений  для нашего предприятия.
О том, как осуществляется этот процесс, и каковы его основные задачи, мы поговорили с начальником отдела подготовки и развития персонала (33-02) Николаем Ивановичем Кравцовым.

- Николай Иванович, для чего нужна контрактная подготовка и как она осуществляется?
- Основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов является удовлетворение потребностей предприятий ОПК в высококвалифицированных кадрах.
Предприятие выдает будущему студенту направление для поступления в ВУЗ.
Студент заключает с заинтересованными сторонами контракт, предусматривающий следующие обязательства студента: освоение основной образовательной программы по избранной специальности, получение диплома об окончании учебного заведения и заключение трудового договора на срок не менее 3-х лет для выполнения трудовых обязательств.
Стороны принимают на себя обязательства реализовать целевую контрактную подготовку, удовлетворяющую потребности работодателя в специалистах с высшим образованием с учетом выбора студентом специальности.
- По каким направлениям будет организован отбор в 2010 году?
В 2010 году служба кадров совместно с ЦКБМ из перечня специальностей,  необходимых предприятию, определили 6 направлений обучения:
- ракетостроение;
- космические летательные аппараты и разгонные блоки;
- стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов;
- вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
- автоматизированные системы обработки информации и управления;
- прикладная математика.
Направление для поступления по отдельному конкурсу будет выдаваться выпускникам школ и лицеев, успешно завершившим обучение и решившим получить высшее профессиональное образование по указанным направлениям.
Базовым ВУЗом, осуществляющим подготовку специалистов по указанным направлениям в 2010 году, определен МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Для отбора желающих получить высшее профессиональное образование за счет Федерального бюджета и внеконкурсного поступления в ВУЗы проводится совместная работа с управлением образования и выпускниками школ г. Реутова. Приоритет при отборе будет отдаваться при прочих равных условиях участников конкурсов по математике, физике и техническим дисциплинам выпускникам школ, родители и родственники которых трудятся на нашем предприятии.
- Какие обязательства берёт на себя предприятие по отношению к будущему выпускнику?
- После заключения контракта, предприятие обязуется организовать производственную и преддипломную практику в соответствии с учебным планом и планом стажировки студента, выплачивать студенту заработную плату по фактически отработанному на рабочем месте времени на период прохождения практики, при условии установления трудовых отношений в установленном трудовым законодательством РФ порядке.
После завершения обучения предприятие трудоустраивает закончившего обучение в ВУЗе студента на работу в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» на должность, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования, заключив с ним трудовой договор.
Татьяна ХАУСТОВА
P.S.: По всем интересующим вопросам можно проконсультироваться в отделе подготовки и развития  персонала (33-02) по телефонам: 62-48, 54-98, 528-70-90.

 

 

ВО БЛАГО СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

Постановлением Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова 06 июня 2007 года был учреждён Знак Губернатора Московской области «Во благо семьи и общества». Этим знаком награждаются супруги, прожившие в браке 25, 50 и 60 лет за развитие и сохранение духовных, нравственных, семейных традиций, достойное воспитание детей, укрепление основ общества.
ОАО «ВПК «НПО машиностроения» всегда славилось крепкими семьями. Можно смело говорить о существовании трудовых династий на нашем предприятии. По сведениям отдела кадров и  профсоюзного комитета, таких семей - около десятка. В соответствии с Регламентом подготовки награждений супругов знаком Губернатора Московской области «Во благо семьи и общества» очень нелёгкий, но объективный выбор пал на семью Сакеллари.
О последующих за этим событиях - наш репортаж.

Реутовский отдел ЗАГС серьезно подготовился к чествованию юбиляров. Были приглашены средства массовой информации, соответствующе оформлены помещения ЗАГСа. Вечером того же дня Реутовское телевидение в новостях транслировало показ этого торжественного события, чтобы каждый житель города мог наблюдать процедуру награждения.
Для любой семьи подобное внимание – большая честь. Неудивительно, что почтенная чета Сакеллари, их дети и внуки были сильно растроганы подобным вниманием и через газету просили передать сердечную благодарность сотрудникам Реутовского отдела ЗАГС: Ольге Сергеевне Стуковниной, Евгении Васильевне Бусовой, Анне Владимировне Курнявко, Наталье Борисовне Пановой за проявленные душевные чувства и сердечность при подготовке и проведении юбилейных торжеств.
Особенно важно отметить, что подобная процедура награждения сотрудников НПО машиностроения Знаком Губернатора Московской области проходила в городском округе Реутов впервые, и соответствующего опыта организации подобных мероприятий ни у кого в городе не было. Тем более приятно констатировать, что торжество удалось на славу.
Как это было
Под звуки свадебного марша Мендельсона юбиляры, сопровождающие их члены семьи и гости вошли в Зал торжественных регистраций, где Главный специалист ЗАГСа Евгения Васильевна Бусова зачитала поздравительный текст от Губернатора Московской области и вручила  Евгению Юрьевичу и Анне Михайловне памятный Знак. После чего они расписались в Журнале записи юбиляров. Впереди почетных супругов ждала самая приятная часть торжества – поздравления от друзей, коллег и родственников.
Первыми награжденных поздравили Председатель профкома ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Валерий Павлович Депутатов и Заместитель Генерального директора по работе с персоналом Юрий Иванович Минаев. Затем к юбилярам обратились товарищи по работе: начальник цеха обработки пластмасс и РТИ Валерий Алексеевич Полухин, старший мастер участка Лидия Ивановна Кудрявцева и слесарь Василий Иванович Маршанков. Когда отзвучали поздравительные речи друзей и коллег, Евгения Юрьевича и Анну Михайловну обступили родные. Каждый из них старался выразить самые сокровенные чувства, а за морем цветов «виновников» торжества не было видно. Не обошлось, конечно, и без шампанского, и без традиционного «Го-о-рько». Юбиляры были счастливы до слёз.
Семья Сакеллари рассказывает
Евгений Юрьевич:
Я работаю заместителем начальника цеха №17. Анна Михайловна двадцать с лишним лет отработала на предприятии в цехе № 25 приборного производства. Здесь же, на предприятии, трудятся наши дети – Наталья и Алексей.
Познакомились мы с Аннушкой в Электроуглях, куда мой дед, Владимир Николаевич, налоговый инспектор, и бабушка Марья Алексеевна переехали с юга Украины, из Крыма, поэтому и фамилия наша греческого происхождения. А семья Анны переехала в Подмосковье из Тамбова перед самой войной. Сначала они жили в Купавне, а потом перебрались в Электроугли. Их дом стоял недалеко от нашего, мы ходили в одну школу. В одном классе с ней учился мой средний брат Леонид, который был на два года моложе меня. Однажды Анна пришла к нам жаловаться на него, так мы встретились, и я обратил на неё внимание. Стали ходить вместе на танцы, завязались отношения. Затем я был призван в армию, после учебки служил авиационным механиком-электриком. Демобилизовался в 1958 году. Аннушка меня ждала, мы и поженились, было это 28 января 1959 года. Потом устроился на работу на керамический завод, где работали мои отец и дядя, продолжил учёбу в техникуме, закончил его по специальности техник-механик. Затем, после учебы, в январе 1963 года перешел на работу уже сюда, в Реутов, на «Почтовый ящик 80» в цех №17 к Михаилу Иосифовичу Финкелю на должность мастера. В конце года был назначен на должность начальника ПДБ цеха.
Переехали жить в Реутов в конце 1967 года на улицу Гагарина. К этому времени у нас с Аннушкой уже было двое детей. В январе 1960 года появилась дочь Наталья, а в 1964 году рождается сын Алексей. Когда дети подросли, нам дали квартиру на улице Октября в доме 6. В 1995 году мы переехали на улицу Дзержинского, оставив дочери квартиру на улице Октября.
О награждении знаком Губернатора я узнал в октябре прошлого года, сразу после отпуска. Мне позвонили из отдела кадров и попросили зайти. Оказалось, что мои данные подпадают под Регламент о награждении супругов знаком Губернатора Московской области «Во благо семьи и общества». Одним из решающих факторов в выборе нашей супружеской пары из нескольких в НПО машиностроения стало то, что общий совместный стаж работы членов всей нашей семьи составляет 130 лет.
Анна
Михайловна:

Хочется пожелать моим детям и другим родственникам, чтобы они дожили до таких лет в счастливом браке, вырастили своих детишек, дали им достойное нравственное воспитание и хорошее образование, чтобы в их семьях царили мир, лад и спокойствие. Это самое главное в любой семье.
Всем, кто организовывал чествование нашего с Евгением Юрьевичем юбилея, выражаю огромную признательность за то внимание к нашей семье, которое мы чувствовали в эти дни. Спасибо отделу кадров и профсоюзному комитету НПО машиностроения за их горячее участие к нашей семье, спасибо работницам Реутовского отдела ЗАГС за их теплое отношение к нам во время награждения Знаком Губернатора. Мы с мужем очень довольны.
Дома мы, конечно, отмечали вечером это событие, и так приятно было по Реутовскому телевидению просмотреть и ещё раз пережить минуты награждения. Спасибо ведущему телевидения и оператору, давшим нам такую возможность. Да и цветные фотографии мы уже поместили в семейный альбом. Это очень хорошая память для всех членов нашей семьи - настоящих и будущих. Всем большое спасибо за внимание!
Наталья Евгеньевна:
Вся наша семья очень рада за награждение родителей, такое выпадает на долю не каждому. Мы жили с родителями все вместе достаточно долго, пока мой старший сын не пошел в школу. Родители во всем помогали нам с мужем, Сергеем, в уходе и воспитании ребят. Мама, выйдя на пенсию, сидела с ребятами, все лето проводила с ними на даче, отец катался там с ними на велосипедах, объездили, можно сказать, всю округу. Наш отец – заядлый грибник, не только прекрасно разбирается во всех разновидностях грибов Подмосковья, но и умеет их замечательно готовить. Заготовка грибов на зиму для всей семьи – дело для него привычное. Земли у нас на даче не так уж и много, но родители умудряются снимать большой урожай овощей, плодов и ягод. Мама очень любит вязать. Когда родились дети, конец 80-х – начало 90-х годов, с одежкой, да и с продуктами была напряженка, она вязала детишкам теплые вещи, носки, варежки. У меня есть кое-какие навыки шитья, поэтому мы с ней вместе преодолевали житейские трудности.
Теперь старший сын Антон закончил уже Финансово-промышленную Академию, работает по специальности, а младший, Кирилл, учится на третьем курсе Московского педагогического государственного университета. Оба, как и вся современная молодежь, увлекаются компьютерами.
Хочется пожелать родителям ещё долгих лет жизни, крепкого здоровья и радостей. А мы постараемся на их примере вырастить своих детей в том же духе, сохранив те семейные традиции, в которых воспитывались сами.
Алексей
Евгеньевич:

Родители посвящали нам очень много времени, мы вместе занимались спортом, выезжали на природу, ездили на дачу в Электроугли. Хорошо запомнились выезды на лыжах на Лисьи горы, в Горенки, просто катания по лесу. Причем, мы не ездили туда на электричке, а надевали лыжи сразу на станции «Стройка» и шли туда самостоятельно, своим ходом. Я любил велосипед, мне купили сначала «Школьник», потом взрослый велосипед, и мы часто совершали велопрогулки по округе и на даче. Отец всегда был рядом.
В школе я увлекся рисованием, родители записали меня в городскую художественную студию и в школьный кружок, покупали всё необходимое мне для рисования – бумагу, альбомы, краски, карандаши. Я им за это очень благодарен. Всю жизнь они были рядом с нами, дали нам хорошее образование, я окончил Московский приборостроительный институт, работаю в НПО машиностроения.
Хочу пожелать и маме, и папе крепкого здоровья и прожить вместе ещё много лет. Спасибо им за все!
Материал подготовил Владимир Птецов

 

 

ДВИГАТЕЛИСТЫ

Редакция «Трибуны ВПК» неоднократно рассказывала о различных подразделениях, благодаря которым предприятие за всю свою многолетнюю историю успешно держит «лицо», выпуская продукцию высокого качества.
Эта публикация посвящена отделению, специализирующемуся на создании энергетических и энергообеспечивающих систем летательных аппаратов, а также являющемуся одним из основных конструкторских подразделений НПО машиностроения.

ТЫ ПОМНИШЬ,
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

История становления отделения 08 неразрывно связана с историческим развитием самого предприятия. Его формирование как отдельного структурного подразделения НПО машиностроения можно разделить на три этапа:
- от подразделения ОКБ-52 до КБ-8 (1954-1962 гг.);
- от КБ-8 до отделения 8 (1962-1985 гг.);
- от образования отделения 08 до настоящего времени (1985-2010 гг.).
На начальном этапе будущее отделение 08 представляло собой ряд подразделений, находящихся на различных территориях, работающих под руководством В.Н. Челомея. Все они решали задачи, связанные с созданием двигательных и энергетических установок для разрабатываемых изделий.
В 1957 году, в связи с началом работ по созданию первой крылатой ракеты П-5, в ОКБ-52 были созданы специализированные бригады, работавшие под общим руководством заместителя Главного конструктора Анатолия Ивановича Валединского:
- по двигательным установкам (начальник О.Н. Крымов);
- по стартовым агрегатам и пиротехнике (начальник Б.И. Козицкий);
- по пневмогидравлическим системам силовых приводов управления (начальник Э.И. Эдельштейн).
На А.И. Валединского и его сотрудников были возложены очень важные задачи по разработке системы топливоподачи к маршевому ТРД, стартовых агрегатов (СА) и пироагрегатов, а также создание гидравлического автомата синхронного раскрытия крыльев (АРК). Разработкой конструкции АРК в бригаде Э.И. Эдельштейна, давнего соратника В.Н. Челомея, занимались ведущие специалисты Г.С. Резников, Ю.В. Точилин, Ю.А. Кощеев, Р.Ф. Казакова, Н.Я. Лимаренко, В.Г. Давыдов и др.
В 1969 году будущее отделение 08 все еще продолжало функционировать в виде трех самостоятельных отделов, объединенных одним общим направлением – созданием и экспериментальной отработкой энергетических систем.
В 1985 году, в связи с назревшей необходимостью объединения всех энергетических подразделений, Генеральный конструктор Г.А. Ефремов принял решение о формировании отделения 08, позднее созданного в соответствии с Приказом №13 от 25.01.1985 года Генерального конструктора ФГУП «НПО машиностроения».
Первым начальником назначается Д.А. Минасбеков, тогда уже известный специалист в области экспериментальной отработки ДУ и пневмогидравлических систем ЛА. В состав отделения вошли отделы 08-01, 08-08, 08-11, 08-30, 08-38, которые внесли существенный вклад в историю развития предприятия.
В период с 1985 по 2009 годы структура отделения и состав его руководства неоднократно менялись. В 2004 году начальником отделения назначается Андрей Евгеньевич Новиков, по сей день успешно совмещающий эту должность с должностью заместителя начальника ЦКБМ.

НАСТОЯЩАЯ РАБОТА

О том, как складывается работа отделения 08 в настоящем, и о перспективах на будущее мы поговорили непосредственно с его руководителем, А.Е. Новиковым.
- Андрей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем на сегодняшний день заключается основная специфика работы отделения?
- Основным направлением деятельности отделения является создание всего многообразия энергосиловых установок, применяемых в летательных аппаратах. Этим определяется состав отделов, входящих в общую структуру отделения.
Отделение состоит из шести отделов, которые решают следующие задачи: испытание энергосиловых установок (08-01); конструирование пневмогидравлических и топливных систем, двигательных установок с ЖРД, ДУ с РДТТ, пироагрегатов (08-08); конструирование электрооборудования энергосиловых установок (08-06); конструирование систем обеспечения тепловых режимов летательных аппаратов (08-11); конструирование и испытание систем электроснабжения летательных аппаратов (08-30); конструирование двигательных установок с воздушно-реактивными двигателями (08-80).
Естественно, при создании сложных систем нам приходится привлекать узкоспециализированные научно-исследовательские институты и предприятия, поэтому организация взаимодействия с ними также определяет специфику нашей работы.
- Какие цели и задачи сегодня стоят перед отделением и его сотрудниками?
- Основной целью отделения 08 является создание энергосиловых установок, обеспечивающих необходимые технические характеристики комплексов, создаваемых предприятием и соответствующих современному состоянию техники. Для достижения этой цели решаются научно-технические, технологические и организационные задачи. В нашей работе существуют как фундаментальные проблемы (задача сверхзвукового горения), так и прикладные (оптимизация структуры систем и их параметров).
Задача совершенствования технологии проектирования и отработки систем и агрегатов (управление жизненным циклом изделий, сквозное проектирование на основе трехмерных технологий, автоматизированные системы управления технологическими процессами, математическое моделирование и т.д.) требует от специалистов отделения освоения новых технологий.
Среди сложных организационных задач особо остро стоят проблемы равномерности загрузки отделов, уровня оплаты труда в конструкторских и испытательных отделах.
- Сколько сотрудников насчитывает отделение сегодня? Что это за специалисты?
- В настоящее время отделение насчитывает в своем составе 133 сотрудника. Средний возраст их превышает 50 лет.
В отделении 08, как и в целом для предприятия, существует проблема разрыва поколений, которая постепенно разрешается приемом молодых специалистов и наставничеством, а также передачей опыта от старших товарищей младшим.
Считаю, что важнейшей задачей, стоящей перед руководством отделения, является создание условий, необходимых для совершенствования личности, обеспечение комфортных условий работы, а также творческой атмосферы. На мой взгляд, это в комплексе обеспечит необходимый уровень создаваемой в отделении продукции.
- Много ли молодых специалистов трудится сегодня в отделении 08? Как они себя проявляют? Стараются ли прислушиваться к старшим товарищам?
- В отделении 32 специалиста в возрасте до 35 лет, в том числе 18 человек со стажем работы не более трех лет. В последнее время к нам приходит молодежь с хорошей технической подготовкой, нацеленная на творчество.
Также в аспирантуре учатся некоторые наши сотрудники: Михаил Юрьевич Иванов, Роман Игоревич Журавлев, Вячеслав Сергеевич Тарасов. Мы надеемся, что они успешно защитят диссертации.
Кроме того, хотелось бы отметить молодых специалистов, уже сегодня заслуживших авторитет и уважение в отделении. В их числе - Дмитрий Сергеевич Антонов, Евгений Николаевич Красульников, Андрей Андреевич Губа, Иван Михайлович Шевченко, Игорь Викторович Ракович.
- Можете выделить кого-нибудь из ведущих специалистов отделения 08, отличников производства?
- Это довольно сложный вопрос. Перечислить всех сотрудников, являющихся гордостью нашего производства в пределах одного интервью, на мой взгляд, просто невозможно.
Но следует отметить, что многие сотрудники отделения награждены орденами и медалями за высокий уровень профессионализма. Так, например, звания лауреатов Государственной премии удостоены: Дэвиль Авакович Минасбеков – за создание комплекса пироагрегатов автоматики и воспламенения, Николай Михайлович Кулаков – за разработку нового вида ракетного топлива, Игорь Владимирович Крупчатников – за разработку и создание стартово-разгонной ступени КР.
- В чем на Ваш взгляд, уникальность отделения 08?
- Отвечая на этот вопрос, видимо, стоит назвать работы не просто профессиональные, а занимающие определенное место в истории самого предприятия. К ним относятся этапы пути, связанные с деятельностью по созданию комплексов КР, ОС «Алмаз», ИС, УС. Вклад отделения в эти работы способствовал обеспечению обороноспособности нашей страны.
- Вспомните самые интересные эпизоды в работе?
- Они связаны с той сложной техникой, которую мы создаем, и возникают в ходе контактов с талантливыми людьми. Это напряженные моменты ожидания перед испытаниями, муки поиска верных технических решений и радость от успешных результатов. Эти моменты и составляют сущность притягательности труда инженеров и испытателей.
- Как складываются рабочие будни отделения? Обсуждаются ли производственные вопросы в рамках коллектива, или же каждый сотрудник сам выполняет свою работу, не опираясь на знания и опыт своих коллег?
- Безусловно, конечный результат основан на усилиях всего коллектива. Но всегда есть генератор идей, первоисточник, который задает направление работы. К счастью, почти по всем направлениям деятельности отделения есть такие специалисты, профессионалы своего дела. Без обсуждения производственных вопросов, проведения рабочих совещаний невозможно принятие ответственных решений. Вся ответственность за принятые технические решения лежит на начальнике отделения, начальниках отделов, секторов, поэтому они прямо заинтересованы в предельно широкой и глубокой проработке заданных вопросов. Этому способствуют и обязательные утренние «оперативки» в отделах.
- Каким вам видится завтрашний день отделения 08?
- Перспективы отделения как эффективного, высокопрофессионального коллектива связаны со способностью отвечать требованиям современности, необходимым для решения задач, которые ставит руководство предприятия.
Это значит, что работа будет более напряженной, требовательность к специалистам будет возрастать, начнется освоение новых технологий, рабочие места конструкторов и испытателей будут оснащаться новой техникой и оборудованием. А главная во всем этом перспектива – испытывать гордость за результаты своего труда.
Юлия ГОДУНОВА

 

 

С ОПОРОЙ НА СИЛУ И РАЗУМ

«Человек полетит, опираясь не на силу
своих мускулов, а на силу своего разума…»
Н.Е. Жуковский

История отдела 08-80 началась 07.03.1985г. с приказа Генерального конструктора Г.А. Ефремова. Приказом № 43 предписывалось организовать научно-исследовательскую лабораторию силовых установок № 08-80 в составе отделения 08, которым руководил заместитель Генерального конструктора, начальник отделения 08 Д.А. Минасбеков. В основу состава НИЛ 08-80 вошли специалисты отдела 02-22 и ряда других подразделений. Начальником НИЛ 08-80 был назначен опытнейший специалист по силовым установкам Ю.М. Миронов.
Приказом Генерального конструктора № 47 от 09.04.1987года для решения вопросов оптимизации взаимодействия различных элементов силовых установок НИЛ 08-80 был преобразован в отдел 08-80. Основной целью его создания являлось сосредоточение «в одних руках» всех тесно связанных вопросов разработки двигательной установки, воздухозаборника, выходного устройства, газодинамических расчётов, проектирования газовоздушного тракта, конструкции двигателя, топливной системы и агрегатов двигателя, испытания и доводки силовой установки, участия в наземных и лётно-конструкторских испытаниях и проведения анализа результатов испытаний, выпуска квалифицированных и согласованных с заинтересованными службами отчетов, заключений и планов мероприятий по устранению возможных недостатков и улучшению конструкции.
Первым начальником отдела 08-80 стал М.А. Хомяков. Кроме специалистов НИЛ 08-80 в состав отдела вошли сотрудники отдела 08-08, в котором были организованы два новых сектора. Ими руководили В.Д. Диментман и С.Г. Михеев.
В 1988 году отдел пополнился опытным специалистом – двигателистом, перешедшим из КБ «Новатор» (г. Свердловск) кандидатом технических наук В.К. Карасём, что значительно укрепило научный потенциал подразделения.
После назначения М.А. Хомякова в 1997году начальником проектного отделения 01, отдел возглавили А.Е. Рогачёв, а затем – Ю.М. Миронов. С 2008г. отделом руководит Г.М. Аулов.
За двадцать пять лет пройден огромный путь. Были и минуты славы, были и часы разочарований, были и годы тяжёлого труда. Основная часть работ выполнялась в тесном сотрудничестве со смежными подразделениями нашего предприятия.
С начала создания отделом проводились работы по силовым установкам изделий 3М15, 3М25, 3М55.
В ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского выполнялись продувки моделей воздухозаборника для определения и уточнения расчётных характеристик (Ю.М. Миронов, А.Е. Рогачёв, Г.М. Аулов). В НИЦ ЦИАМ на стенде Ц-4Н проводились испытания по отработке запуска маршевого двигателя от авторотации (А.И. Новиков, В.Д. Диментман).
На стенде Ц-7Н проводились испытания по оптимизации работы силовой установки изделия 3М25 (А.И. Новиков).
Были выработаны мероприятия по исключению имевших место в полёте случаев неустойчивой работы маршевого двигателя, по уменьшению неравномерности потока на входе в двигатель (Ю.М. Миронов, А.Е. Рогачев, А.Ф. Смирнов). Сотрудники отдела участвовали в работе Комиссии по проведению Государственных стендовых испытаний двигателя КР-23 изделия 3М25 (В.Д. Диментман). Испытания были успешно завершены. К сожалению, в конце 80-х и 90-х годах работы по изделиям 3М25 и 3М15 были прекращены.
Одновременно отдел уделял большое внимание анализу результатов лётных испытаний серийных изделий 4К-80 (3М70), 3М45, 3М44.
В настоящее время продолжается работа по частичной модернизации маршевого двигателя для изделия 3М45-2 (Главный конструктор по направлению А.А. Малинин).
На отдел также возложена работа по согласованию применения новых видов топлива для двигателей (главный специалист В.К. Карась).
В 80-х годах совместно с ОКБ Главного конструктора И.Б. Леванова отдел 08-80 участвовал в создании нового прямоточного двигателя. С течением времени степень участия ОКБ в работах по ПВРД снижалась, и нагрузка по обеспечению серийного изготовления двигателя и его совершенствованию легла “на плечи” отдела 08-80. В кратчайшие сроки было налажено производственное взаимодействие с ОАО ПО «Стрела», где в настоящее время делаются изделия с ПВРД, и выпуск их наращивается. Отделами 08-80 и 08-01 освоена в полном объёме технология проведения периодических испытаний серийно изготавливаемых двигателей на стенде огневых испытаний ЦИАМ. Большой вклад в эту работу внесли С.Г. Михеев, Г.М. Аулов, В.В. Киреев.
Масштаб задач, стоящих перед отделом, возрос с созданием совместной организации «БраМос». В полном объёме выпущен комплект конструкторской документации на экспортный вариант двигателя. Разработана конструкция, расширяющая области применения ПВРД, проведена отработка запусков двигателя в высотных условиях. Значительный вклад в успешную разработку этих направлений внесли С.Г. Михеев, Г.М. Аулов, В.В. Киреев, В.П. Стронин и другие. По этой теме установлены тесные контакты с дирекцией 15-51 (Руководители Д.А. Новиков и В.А. Меркулов).
Так, постепенно, в отделе 08-80 сложился коллектив, способный на разработку новых ПВРД. Этому способствовало то, что коллектив в своё время пополнился ведущими специалистами ОКБ Главного конструктора И.Б. Леванова: А.П. Киселевым, Ю.А. Грызловым, В.И. Исаевым, В.И. Шатровым.
Деятельности отдела оказываются всесторонняя помощь и внимание со стороны заместителя Генерального конструктора, научного руководителя отделения 08 Д.А Минасбекова и руководства отделения 08 (А.Е. Новиков, Г.Ф. Реш).
Безусловно, успешная работа невозможна без «руководящей и направляющей». Поэтому необходимо отметить “стальную” руку менеджеров нашего предприятия. К ним, в первую очередь, относятся сотрудники дирекций 15-51, 15-55, 15-57, 15-58, департамента 13. Без их творческой и мобилизующей деятельности работа отдела не была бы достаточно эффективной.
При этом всегда учитываются справедливые требования специалистов военного представительства МО РФ.
Перечислить всех друзей отдела невозможно. Особенно следует отметить товарищеские связи со специалистами отделений 01, 02 и КБ «Орион». Огромная работа ведется в сотрудничестве с промышленными партнёрами нашего предприятия. Специалистов отдела считают «своими» в Уфе и Оренбурге, в Самаре и Санкт-Петербурге, в Энгельсе и многих других городах России. Конечно, самым тесным образом отдел связан с подразделениями родного отделения 08.
В настоящее время НПО машиностроения разрабатывает новую силовую установку с ПВРД для иностранного заказчика. Большая заслуга в обеспечении подписания контракта по этой теме и, соответственно, в обеспечении загрузки отдела творческой работой на несколько лет, принадлежит Ю.М. Миронову и Г.М. Аулову. Эту интересную конструкторскую работу коллектив проводит, используя многолетний опыт и высокую квалификацию кадровых специалистов и высокий энтузиазм, трудолюбие и большую заинтересованность в работе более молодого состава инженеров (И. Шевченко И. Ракович, А. Губа, А. Ручкин, А. Черняк, Ю. Марцун). Важная составляющая успешной деятельности - научно-технический задел, наработанный А.П. Киселевым, Ю.А. Грызловым, В.И. Исаевым и В.И. Шатровым. Огромную помощь нам оказали специалисты из КБ «Орион» (В.А. Каган, И.М. Курносенко, С.С. Курносенко, М.Р. Сибагатуллин и другие). В 2009 году проведены успешные огневые испытания стендовых двигателей.
Работа по созданию нового ПВРД ведется в тесном взаимодействии со смежными отделами предприятия под руководством Г.И. Ларина (отделение 01) и руководителя дирекции 15-57 В.Н. Дзивалтовского. По совокупности выполняемых работ в составе ОАО «ВПК «НПО машиностроения» фактически сложилось специализированное конструкторское бюро по разработке силовых установок с прямоточными воздушно-реактивными двигателями.
В успешную работу отдела свою лепту внесли все без исключения члены коллектива. Особенно хотелось бы отметить неоценимый вклад его женской половины: Н.В. Силкиной, Н.А. Корнеевой, С.В. Горбатенко и Н.В. Тарасовой. В выпуске всей технической документации, обработке результатов экспериментов, отработке документации по результатам заводского изготовления образцов проявились высокая квалификация наших женщин, тщательность и аккуратность в проведении работы, образцовый порядок в ведении комплекта чертежей.
Отдел молодеет. За это большое спасибо АКФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Молодые специалисты включаются в работу ещё будучи студентами четвёртого, пятого курсов (С. Попов, С. Кисляков и другие). Это позволяет им получать помимо глубоких и всесторонних базовых знаний ещё и бесценный профессиональный опыт. Кроме этого, они учатся работать в коллективе. Они – наше будущее.
История трудового коллектива – это, в первую очередь, люди. За двадцать пять лет в отделе работало более шестидесяти специалистов. Многих из них, к несчастью, уже нет с нами. Коллективу бесконечно не хватает А.Е. Рогачёва, И.А. Кобзаревой, А.И. Новикова, А.Ф. Смирнова, В.И. Исаева, В.И. Шатрова. Они навсегда останутся в наших сердцах.
В отделе трудятся специалисты всех возрастных категорий, передавая эстафету поколений. Сегодня коллектив отдела уверенно идёт в будущее, опираясь на профессионализм своих специалистов и ясное понимание целей и перспектив.
Коллектив отдела 08-80