ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА «СТРЕЛЫ»
Деятельность одного из предприятий ВПК «НПО машиностроения» – ОАО «ПО «Стрела» – в последнее время все чаще привлекает внимание чиновников самого высокого уровня. Да это и не удивительно. Сегодня Правительством страны взят курс на возрождение отечественной экономики, выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, обеспечение российских Вооруженных Сил самыми современными видами оружия. И, конечно, работа оренбургского оборонного предприятия, которое успешно пережило кризисные 90-е годы, сохранило уникальные технологии, профессиональные кадры и вновь наладило выпуск сложнейшей техники, не может оставаться не замеченной руководителями Федерального уровня.
7 февраля объединение с официальным визитом посетили: полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО Михаил Бабич и заместитель руководителя Администрации Президента РФ Александр Беглов.
Вместе с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом, главным федеральным инспектором по Башкортостану и Оренбургской области Петром Капишниковым, председателем Законодательного собрания области, председателем Совета директоров ОАО «ПО «Стрела» Сергеем Грачевым они посетили цехи №№ 38,18, 7, 28. Гости с большим интересом знакомились с продукцией, производимой на объединении: сверхзвуковыми крылатыми ракетами «БраМос», разработки ОАО «ВПК «НПО машиносторения» и другими изделиями, выпускаемыми в рамках реализации контрактов по Государственному оборонному заказу. В настоящее время предприятие ежегодно наращивает темпы роста объемов производства, а доля основной продукции на объединении превышает 80%. Причем, растут заказы как Министерства обороны РФ, так и в рамках военно-технического сотрудничества.
– У нас уже подписан крупный, длительный контракт с Индией, – отметил Генеральный директор ОАО «ПО «Стрела» Александр Маркман. – В ближайшие дни должно состояться очередное заседание Совета директоров, где будут рассмотрены дополнительные объемы работ.
– Проект «БраМос» - один из самых успешных международных проектов в стране, – продолжил тему председатель Совета директоров ОАО «ПО «Стрела», председатель Законодательного собрания области Сергей Грачев. –Это отметили и Президент страны Дмитрий Медведев, и премьер-министр РФ Владимир Путин при посещении Индии. Сегодня этими ракетами вооружены и ВМФ, и Сухопутные войска Индии, и уже изготовлены два стендовых варианта для авиации.
На долю продукции, выпускаемой на «Стреле» для зарубежных партнеров, приходится 50%, на производство изделий в рамках государственного оборонного заказа - 30%. Но благодаря успешной реализации Государственной программы развития вооружений, доля заказов для Министерства обороны РФ ежегодно растет, и к 2015 году данное соотношение должно составить 50 на 50.
Также члены делегации познакомились с производством многофункциональных гражданских вертолетов разработки фирмы «Камов» - Ка - 226. В настоящее время в ОАО «КБ «Камов» заканчивается разработка электронной версии модернизированного Ка - 226Т. Новый вертолет по сравнению со своим предшественником будет обладать улучшенными летно-техническими характеристиками. Уже достигнута принципиальная договоренность об участии нашего объединения в изготовлении по кооперации ряда агрегатов и систем для нового вертолета.
С руководством ПО «Стрела» Михаил Бабич обсудил перспективы развития предприятия. В последние годы в производственном объединении проводится масштабная реконструкция и техническое перевооружение производства, осуществляется замена и модернизация устаревшего оборудования. Отвечая на вопросы журналистов, полпред заявил, что ОАО «ПО «Стрела» сегодня является успешно развивающимся предприятием, имеющим хорошую перспективу. У него есть большой объем государственных и международных контрактов, заключенных на долгосрочную перспективу.
– Но нас больше интересовало не текущее положение дел, – подчеркнул полпред, – а возможность модернизации производства, формы государственной поддержки модернизации оборонно-промышленного комплекса, система размещения гособоронзаказа. Важно определить те виды государственной поддержки, которые мы можем сегодня оказать для развития оборонного комплекса, его переоснащения, применения новых технологий. Кроме того, мы рассмотрели вопросы ценообразования на продукцию военного назначения, поддержки молодых специалистов, создания специальных форм ипотечного кредитования на жилье. Руководство ОАО «ПО «Стрела» сформулировало предложения по наиболее важным направлениям развития предприятия. Вы знаете, что на днях в Перми во время встречи с представителями деловых кругов, Председатель Правительства РФ напрямую услышал мнение бизнесменов о состоянии и проблемах экономики. Уже завтра группа федеральных министерств будет работать над тем, чтобы те вопросы, которые были поставлены председателем Правительства страны, нашли дальнейшую реализацию в нормативных актах, – отметил полпред.
Подготовлено по материалам
газеты «Машиностроитель»
ОАО «ПО «Стрела»,
№2, февраль 2012 г.
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ,
а получилось – лучше некуда!
В начале девяностых годов завершались лётные конструкторские испытания разработанного на нашем предприятии ракетного комплекса с новой унифицированной противокорабельной ракетой, предназначенной для поражения корабельных ударных группировок противника в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия.
Признак «унифицированной» применительно к этой ракете означает возможность старта с самых различных носителей и стартовых позиций - с надводных кораблей, с подводных лодок, со сверхзвуковых самолётов, с наземной подвижной пусковой установки и даже из шахты. То есть из любого положения - вертикального, наклонного или горизонтального. И при всём разнообразии условий старта, при самых различных возмущениях ракета должна была уверенно выходить на траекторию полёта к цели и поражать её.
На этапе лётных испытаний конструкторы и расчётчики должны были подтвердить способность новой ракеты принять боевую эстафету у своего предшественника в условиях реального полёта. Наступает время высочайшей ответственности, когда на счету каждый пуск и каждый день, и каждый сотрудник предприятия знает: при отработке нового комплекса, необходимо оперативно решать самые разные, в том числе внезапно возникающие, задачи.
Главным конструктором проекта был В.А. Модестов - признанный «Главный теоретик НПО машиностроения», очень тонко разбиравшийся во всех нюансах наших летательных аппаратов различного назначения при их движении в разных средах - от воды до космического пространства.
И вот, на этом заключительном этапе работ, Владимир Александрович неожиданно пригласил меня посоветоваться по одному вопросу.
Он сообщил, что по результатам обработки телеметрической информации, полученной с двух последних ракет, кстати, полностью выполнивших программы пусков, выявилась одинаковая тенденция к снижению высоты полёта, в каком бы положении по крену на траектории они ни находились!
Нужно было срочно устранять этот неожиданно появившийся неприятный момент.
– Я никак не могу понять, что происходит, – говорил В.А. Модестов, – ракеты летали нормально, а на последних пусках стал проявляться этот эффект.
Мне было ясно, что так разворачивать вниз ракету может возмущающий момент, возникающий в плоскости действия гравитации, и я подумал, что дело, вероятно, связано с двигателем, вектор тяги которого всегда тщательно выставляется относительно центра масс на любом летательном аппарате, но только он мог иметь в своем составе подвижные элементы.
На нашей ракете применён замечательный во всех отношениях прямоточный воздушно-реактивный двигатель разработки КБ Главного конструктора И.Б. Леванова.
Дело в том, что на этих двигателях сопло делается разрезным для того, чтобы с помощью специальных устройств, по заданной программе регулировать диаметр выходного сечения с помощью поворотных створок в зависимости от расчётной скорости полёта на данном участке траектории.
Я предположил, что, в нашем случае, во время полёта постоянно происходит какая-то перенастройка действующих сил, и вектор тяги уходит вверх от точки наводки по отношению к земной поверхности, возможно, из-за изменения условий работы регулируемых створок сопла двигателя под действием их собственного веса.
Нужно было всё это проверить в цехе, где стояли двигатели. На сборочном участке мы осмотрели сопловой узел двигателя и сделали некоторые замеры. Я попросил повернуть аккуратно и плавно двигатель в ложементе на 90 градусов.
Было заметно, что при повороте двигателя створки сопла слегка провисают под собственным весом.
Попросил повернуть двигатель еще на 90 градусов. Створки опять провисли. То есть, они отслеживали направление действия силы тяжести, старались повернуться относительно своих осей даже без воздействия специального привода.
Стало ясно, что только это и могло быть причиной обнаруженного при испытаниях эффекта.
Мы посмотрели чертежи системы регулирования сечения сопла и убедились, что она была изменена в процессе проведения испытаний, но не совсем удачно в части крепления поворотных створок, что давало им возможность «гулять» во всём расчётном диапазоне углов поворота аппарата по крену.
Было решено зафиксировать эти «возможности» на фото и ознакомить разработчиков двигателя.
Я показал фотографии Генеральному конструктору Г.А. Ефремову и пригласил его в цех, где ему, для наглядности, продемонстрировали «вживую» провисание створок. Все пришли к выводу, что это и есть причина неприятного эффекта появления момента на снижение высоты полёта, который как можно быстрее необходимо было устранить.
Герберт Александрович дал команду мне (одному!) срочно ехать к И.Б. Леванову - разработчику двигателя, и предварительно договорился с ним о встрече.
К моему приезду, Игорь Борисович пригласил к себе в кабинет нужных специалистов, они расселись за длинным столом. Леванов оглядел всех присутствующих и сказал: «Вот приехал человек, который будет нас учить делать двигатели».
Пропустив мимо ушей эту смелую рекламу, я рассказал о результатах испытаний и выявленном неприятном для ракеты эффекте, о своих наблюдениях за поведением створок сопла при вращении двигателя вдоль продольной оси, о том, что створки сопла при этом «гуляют». Это подтверждалось результатами замеров, фотоснимками и визуально.
Главный конструктор с этим не согласился. Он встал из-за стола, прошёл через весь кабинет, подошел к дверям, открыл одну створку и на её примере попытался доказать, что такого не может быть потому, что она не шатается в петлях, даже когда он двумя руками пытается её качать... Я столь же убедительно сказал ему, что эта створка и петли соответствуют первому варианту привода створок сопла, к которому у нас нет претензий. Если же дверные петли сместить слишком близко к центру, то эффект, подобный возникшему на ракете, может появиться и у него в кабинете при открытии дверей на входе. На этом моё выступление закончилось.
Игорь Борисович всех отпустил и молча подписал мне пропуск.
Я понял, что он согласился с нашими выводами.
В итоге им кое-что пришлось переделать. К счастью, процесс зашёл не слишком далеко...
Оказывается, на уже летавшем без замечаний двигателе, они решили модернизировать привод раскрытия створок сопла для улучшения технологичности его изготовления, оформили изобретение и внедрили его. Изготовили и поставили первые двигатели в таком виде на летные испытания.
Ракета тут же стала в полете «клевать» носом, что немедленно обнаружил В.А. Модестов.
Пришлось нам разбираться, а разработчикам двигателя достойно признать свою неправоту.
Нужно отдать им должное - без всякой переписки и споров они перешли на старый, отработанный в полётах, вариант конструкции узла привода створок. Правда, все «модернизированные» двигатели пришлось доработать для того, чтобы вставить на место ранее использовавшийся привод.
Уникальные ракеты с замечательным двигателем стали летать так, как им и положено...
Позже, в1991 году, Генеральный Конструктор направил меня на выставку в Ля Бурже, на полигон Куру с заездом на остров Гваделупа. Во время этой поездки мы встретились с И.Б. Левановым, которого на ту же выставку направил руководитель отрасли за успешную и плодотворную работу над двигателем для перспективного образца военной техники, который успешно проходил этап летных испытаний.
Мы жили в соседних номерах, по вечерам встречались, и я слушал байки заядлого охотника, обаятельного человека, блестящего конструктора прямоточных воздушно-реактивных двигателей, создавшего для нас свою «лебединую песню» в виде такого прекрасного изделия.
Анатолий БЛАГОВ,
Главный специалист
отдела 01-09
Фото из архива предприятия
ДЕЛО СЛУЧАЯ
На нашем предприятии работает немало интересных и талантливых людей, и, разумеется, почетное место среди них занимают корифеи предприятия. Это те люди, которые закладывали основы современных направлений деятельности ОАО «ВПК «НПО машиностроения», создавали и развивали предприятие.
Для некоторых ветеранов фирмы пути, которые привели их в ракетно-космическую отрасль, стали судьбоносными. Одним их таких путей прошел почётный ветеран предприятия Е.П. Мозжухин. За многолетний и добросовестный труд он был недавно награжден золотым знаком «50 лет в НПО машиностроения».
Евгений Павлович родился 5 апреля 1934 года в городе Собинка, Владимирской области. Инженерного будущего, связанного с точными науками, не предвещало ничто. Папа Евгения был бухгалтером, а мама работала в яслях. Война и последовавшие за ней тяготы и лишения вынудили маму Евгения вместе с сынишкой перебраться к родителям в живописное местечко Плёс, Ивановский области.
Вскоре война закончилась. Наступили мирные трудовые будни. В Плесе мальчик поступил в школу, в 1952 году получил аттестат зрелости. Оглядываясь сегодня назад, Евгений Павлович отмечает, что учился он по всем предметам одинаково успешно, но к точным наукам не проявлял особой склонности.
Начало его пути к будущей специальности было положено судьбоносной случайностью.
«В старших классах я неплохо играл в волейбол, и мы с одноклассниками частенько ходили играть в дом отдыха, расположенный неподалеку от школы. Там я познакомился с ребятами, приехавшими на каникулы вместе с родителями в дом отдыха, – вспоминает Евгений Павлович. – Именно после знакомства с ними я узнал о нескольких ведущих вузах столицы, в том числе, и о МАТИ. Туда-то я и решил поступать по неизвестным мне причинам, можно сказать, интуитивно. Хотя до этого я собирался попробовать свои силы на медицинском поприще и планировал поступить в мединститут».
В выборе специализации молодой студент остановился на специальности «технология переработки неметаллических материалов». Кафедра образовалась в 1943 году.
После окончания института и успешной защиты дипломной работы Евгения Павловича распределили на работу в Комсомольск-на-Амуре, но работать на таком огромном расстоянии от родных молодой человек не захотел, и ему предложили новое распределение, уже в КБ Камова. Там он проработал год и четыре месяца, а потом по совету приятелей перебрался на Тушинский машиностроительный завод.
«Незаметно прошли четыре года, я познал азы изготовления различных конструкций из пластмасс, окунулся в самую толщу подготовки серийного производства ракет. Первое задание получил по внедрению окраски деталей в электростатическом поле, используя опыт окраски, применяемый на автомобильном заводе. А затем мы внедрили эту технологию на ракетном производстве, – рассказывает Евгений Павлович. – Но во времена работы в Тушино я женился, и ездить на работу стало трудно, потому что жили мы с женой в районе метро «Семеновская». Вскоре я узнал о реутовском предприятии Челомея, где шел интенсивный набор персонала. Мое резюме посмотрели и пригласили на собеседование, которое я успешно прошел. Так меня приняли на должность старшего инженера».
В то время на предприятии шла активная деятельность по созданию крылатых ракет. Отдел, в который попал Евгений Павлович и другие материаловеды, «прожил» недолго и был расформирован через два года после создания.
«Моя деятельность была связана с трехслойными конструкциями, которые прошли «красной линией» по производству с 60-х годов до наших дней. Головной обтекатель трехслойной конструкции с сотовым заполнителем был единственным в то время, и долгое время таких обтекателей не делали. Это и было моей первой работой. На орбитальной станции «Алмаз» панели пола были сделаны также трехслойной конструкцией, с обшивкой из стеклопластика и наполнителем из пенопласта, – вспоминает Евгений Павлович. – Следующим этапом был 2000 год – разработка универсальных космических платформ трехслойной конструкции с сотовым заполнителем для изделий. Второй большой работой для нас стало внедрение радиопрозрачных обтекателей для крылатых ракет, когда появился проект ракет подводного старта - «Аметист» и «Малахит». Предыдущие обтекатели были уже не годны, так как для прохождения через воду они должны были быть более прочными и герметичными. Здесь пригодился способ изготовления деталей из стеклопластика. Он продолжился методом пропитки полимерным связующим под давлением пакета стеклонаполнителя (ранее этот метод использовался на Тушинском машиностроительном заводе). Внедрение технологии проходило непросто, были свои «за» и свои «против», но в итоге коллектив нашего подразделения смог доказать эффективность этого метода».
Помимо важнейших разработок по основным тематикам предприятия на счету Евгения Павловича несколько интересных случаев, в которых приходилось применять не только технические навыки, но и настоящую творческую смекалку. Вот один из таких случаев.
Во времена создания ракеты «Метеорит» Владимир Николаевич Челомей проводил первый осмотр созданного изделия и остался недоволен его внешним видом: отдельные отсеки изделия были неровными, в том числе и топливный бак, на котором были отчетливо видны сварные швы. Улучшение внешнего вида поверхности В.Н. Челомей поручил отделу неметаллов. Нужно было найти выравнивающее покрытие, заполняющее неровности толстым слоем и выдерживающее высокие температуры и вибрационную нагрузку. Однако ни один шпаклевочный материал не подходил для использования на изделии. В итоге были придуманы две сложные шпаклёвочные композиции на основе клея и стеклянных микросфер, а также покрытие на основе герметиков и стеклянных микросфер.
Пройдя долгий жизненный путь, Евгений Павлович занимал должности старшего инженера-технолога, заместителя начальника, а затем и начальника отдела. Накопленный богатый опыт и фундаментальные знания позволяют главному специалисту НИО 07-20 Евгению Мозжухину и по сей день быть одним из лучших специалистов по неметаллам.
Анастасия ПОПОВА
Фото автора
КАЖДОМУ ПО ЕГО ЗАСЛУГАМ
О пенсионном обеспечении гражданских лиц мы регулярно рассказываем на страницах «Трибуны ВПК». А вот о состоянии пенсионного обеспечения ветеранов Вооруженных Сил - военнослужащих запаса информации проходит мало. Ответить на самые распространённые вопросы, возникающие у военных пенсионеров при оформлении и получении пенсии в 2012 году, поможет этот материал.
О федеральных законах
Как известно, в 2011 году принято несколько федеральных законов. В частности, ФЗ № 306 и ФЗ № 309 («Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации»). До этого многие решения по денежному довольствию принимались на основе ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих…». В частности, издавались постановления правительства, приказы министра обороны, директивы. Действие некоторых из них сейчас приостановлено. Например, перестали начисляться (или были включены в оклад воинского довольствия) различные небольшие выплаты, что сделало определение размера денежного довольствия (а значит, и пенсии) более простым и понятным. Все должностные оклады по званиям и должностям сейчас приведены в постановлении правительства № 992, которое вышло в самом конце 2011 года (ознакомиться с документом можно в правовых поисковых системах «Консультант», «Гарант»). А раньше они были перечислены в приказе МО РФ № 200.
Сверх пенсии должны идти еще различные надбавки (за работу с радиационными, химическими материалами, районный коэффициент и другие), предусмотренные пенсионным законом № 4468-1. По этим надбавкам до сих пор остается много вопросов, но решения правительства по некоторым из них пока нет.
Воинское звание |
Размер оклада по воинскому званию |
Рядовой |
5000 |
Ефрейтор |
5500 |
Младший сержант |
6000 |
Сержант |
6500 |
Старший сержант |
7000 |
Старшина |
7500 |
Прапорщик |
8000 |
Старший прапорщик |
8500 |
Младший лейтенант |
9500 |
Лейтенант |
10 000 |
Старший лейтенант |
10 500 |
Капитан |
11 000 |
Майор |
11 500 |
Подполковник |
12 000 |
Полковник |
13 000 |
Генерал-майор |
20 000 |
Генерал-лейтенант |
22 000 |
Генерал-полковник |
25 000 |
Генерал армии |
27 000 |
Маршал РФ |
30 000 |
Кроме так называемой президентской тысячи отменена сумма, выплачиваемая раз в год на санаторно-курортное лечение (900 рублей – офицеру запаса и в отставке, 600 – его супруге). Но сохранено право на получение льготной путевки в военный санаторий (действующие офицеры это право утратили). Оставили за пенсионерами также право на лечение в военных госпиталях и бесплатный проезд в общественном транспорте.
Коэффициенты, разряды, надбавки
Практика первого месяца новых пенсионных начислений показала: больше выиграл тот, у кого ранее размер пенсии колебался в пределах от 10 до 20 тысяч рублей.
Выслуга (лет) |
ПНВЛ |
0.5 |
0% |
1 |
|
2–4 |
10% |
5–9 |
15% |
10–14 |
20% |
15–19 |
25% |
20–21 |
30% |
22–24 |
|
25 и более |
40% |
Много вопросов поступает от офицеров, которые ушли в запас до распада СССР. Как им сейчас производился пересчет пенсии? Подход был един: такой же, как у ушедших в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не менее сложно пересчитывать пенсии офицерам, которые в свое время служили в военной приемке. Военпреды – нетиповая категория должностей. Но ее в 2002-м практически не затронули перемены. Как говорят сотрудники ЦОС МГВК, «не резали ни в плюс, ни в минус». Однако при соотношении окладов с типовыми должностями для таких категорий учли многие нюансы, чтобы люди не оказались несправедливо обделены.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть: все вопросы по военным пенсиям решаются сегодня в ЦСО МГВК. Именно эта структура производит начисление сумм и распределение их по счетам через отделения Сбербанка. Но в районном военкомате от вас примут заявления и документы на пенсионное оформление, дадут столь необходимую многим первичную консультацию, подскажут, куда и с какими бумагами обращаться. При этом в наиболее «продвинутых» военкоматах, как и в ЦОС МГВК, уже установлены машины, которые просчитают вам пенсию до копейки. Остается только ввести в них необходимые данные и узнать о полагающихся начислениях.
Подготовлено
по материалам
газеты «ВПК» № 6
от 15-21 февраля 2012 года