3 СЕНТЯБРЯ – КБ «ОРИОН», ФИЛИАЛ ОАО «ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ», ОТПРАЗДНОВАЛ 40-ЛЕТИЕ.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО

События, происходящие в жизни человека, неотделимы от его места в коллективе и событий в государстве.
Война, эвакуация завода № 47 из Ленинграда на оренбургскую землю и, как следствие, – формирование конструкторского подразделения, продолжателем деятельности которого в дальнейшем стало КБ «Орион» – филиал ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Коллектив конструкторов всегда служил общему делу укрепления государства и успешной работе завода как связующее звено между разработчиком и изготовителем.

До сорока наименований изделий оборонной техники и примерно столько же оригинальной гражданской продукции, большая часть которой – собственной разработки, прошли через наше КБ и производство.
Работать довелось с ОКБ М.Л. Миля, Л.Я. Березняка, М.К. Янгеля, И.И. Картукова, В.М. Барышева, А.М. Исаева и многими другими Главными конструкторами. Но, в основном, становление КБ происходило при участии в разработках КД по тематике Генерального конструктора В.Н. Челомея, в изделиях которого были применены необычные конструкторские решения, самые передовые по тому времени материалы и системы управления.
С освоением на заводе этих разработок и технологий совершенствовался и наш коллектив: молодые специалисты попадали в атмосферу творчества, активной деятельности и энтузиазма, царивших на предприятии. Их молодость, задор, свежие силы в сочетании с опытом кадровых специалистов позволяли справляться с казавшимися порой безвыходными ситуациями.
Следует сказать, что СКО работало в условиях экономической стабильности и развития общества, а деятельность филиала ЦКБМ и КБ «Орион» пришлась на «перестройку», которая привела к распаду государственной системы. Это сказалось на дальнейшем творческом развитии коллектива - произошёл разрыв в преемственности поколений.
В 2001 году НПО машиностроения начало увеличивать объём работ и финансирование филиала. Прекратился отток специалистов, стала внедряться техника нового поколения, коллектив пополнился новыми инженерами.

Начало и традиции
О работе СКО в годы Великой Отечественной войны сведения сохранились отрывочные: это был коллектив всего из 22 человек, из них 6 специалистов с высшим образованием. Начальником СКО был Д.Т. Кугук, начальником конструкторской группы – Н.П. Мистюк. В 1972 году Надежда Петровна была назначена ведущим инженером-конструктором в филиале ЦКБМ и проработала в этой должности до 1977 года.
Как известно, в военные сороковые годы завод выпускал боевые самолёты: УТ-2, Як-1, ЩЕ-2, Як-6. В это трудное время у предприятия была обширная территория, два ангара, взлётная полоса и «ТЭЦ» в виде паровоза «энергогенерирующей сети».
Но людьми двигали чувство высокой ответственности, срочности и качества выполнения задания. Зарождались традиции добросовестного отношения к труду, производства продукции высокого качества, которые сохранились на долгие годы и бережно сохраняются по сей день.

История развития
История развития коллектива – это не только события, но и люди.
В течение 50-х годов, построив производственную базу и укрепившись после войны, завод приступил к освоению вертолёта МИ-1, в то время диковины не только в Оренбурге. Уже в 1953 году приступили к серийному производству машин, и это, конечно, благодаря коллективу завода и СКО, пополнившемуся инженерами авиационных ВУЗов. На завод пришли         А.Г. Гусев, С.Д. Вертузаев, В.М. Железнов, Б.В. Нестеров, К.Н. Антипов, Н.П. Полковников, А.С. Елизаров – существенное подкрепление для производства и воспитатели для последующих поколений конструкторов.
В 1955 году директором завода был назначен Леонид Алексеевич Гуськов, с именем которого связаны все лучшие достижения коллектива, завода, города. Не обходил вниманием директор и конструкторскую службу: было доверие, строгий спрос, а также помощь всем и во всём, независимо от служебного положения. Вспоминается случай с решением жилищной проблемы молодого специалиста В.Я. Сергеева, только женившегося, жившего в частном секторе. При производственном общении, узнав об изменении в семейной жизни сотрудника, Леонид Алексеевич оживился, расспросил о невесте, а, узнав о проблеме с дровами, добавил: «…А я вот, когда женился, дрова на корове возил, чувствуется прогресс? – и закончил, – Идите, трудитесь, поможем!» Через три месяца молодожёны праздновали новоселье, пусть в комнате 12 кв.м, в коммуналке, но уже с удобствами…
После освоения вертолета, наряду с изделиями ОКБ М.К. Янгеля завод выпускал корабельный самолёт-снаряд конструктора Л.Я. Березняка и в течение 30 лет – самолёт-мишень ЛА-17 С.А. Лавочкина. Этим закончился этап формирования и укрепления служб завода, его авторитета у разработчиков и поставщиков-смежников, а также строительства цехов и необходимых сооружений для последующих, весьма оригинальных и до настоящего времени непревзойдённых разработок Генерального конструктора  В.Н. Челомея.
Понятно, что новейшее вооружение с большим гарантийным сроком изделий требовало ответственного надзора за внедрением на заводе, а без делегирования самостоятельности заводскому конструкторскому подразделению это было затруднительно. Создавая филиал ЦКБМ, первым принимавший «удар» на себя, «Генеральный» мудро экономил время, а тем самым и средства, предоставленные ему государством: исключался этап освоения в опытном производстве, и, кроме отдельных узлов, всё изготавливал серийный завод. В филиале были созданы тематические подразделения, в том числе бухгалтерия, плановый отдел, технологическое бюро, бюро научно-технической информации (БНТИ).
Вернувшись немного назад, следует сказать, что ещё при заводском руководстве освоение изделий УР-100, «Малахит», «Гранит» и других шло, что называется, с чистого листа, и при всей ответственности сотрудников требовалось специальное образование. МАИ, КАИ, МАТИ, ХАИ, УАИ, КуАИ, ЧПИ и другие институты поставляли в оборонку лучших выпускников. Это было время романтики космоса и ракетостроения: конкурс в технические ВУЗы по данной тематике был велик. Молодые специалисты КБ быстро становились генераторами идей, руководителями: А.В. Комаров, Ю.Ф. Головин, В.М. Гриненко, Ю.П. Яковлев, А.Д. Горбачев, Л.З. Толстов и многие другие конструкторы.
Филиал ЦКБМ – КБ «Орион», являясь органичным звеном в структуре фирмы, участвовал в модификации изделий, сопровождающейся выпуском большого объёма КД собственной разработки, связанной с доводкой изделий в производстве. На КБ «Орион» возлагалась большая ответственность, так как была уверенность в надежности его сотрудников. Вот некоторые конкретные случаи. Двигатель Д55 совершенно не обеспечивал вектора тяги: сопло регулировалось овально. Конструкторы сектора КБ «Орион» решили проблему: изобрели уникальную систему синхронизации раскрытия створок сопла, защитив конструкцию авторским свидетельством. В этом преуспел В.А. Дужик, талантливый конструктор, снискавший уважение как у заводских руководителей, так и у Главного конструктора И.Б. Леванова, а также у заместителя Главного конструктора НПО машиностроения Д.А. Минасбекова. В обеспечение надёжности двигателя вложили свой талант  конструкторы Ю.Ф. Головин, А.И. Кольцов, Р.Г. Бондаренко.
Часто доверие к конструкторам филиала помогало в получении заказа на проектные работы. Звонит В.И. Чижов, один из ведущих разработчиков систем НПО машиностроения, и предлагает автору этих строк: «Возьмись за переделку ДУ АПБ из «развозного» в толкающий с целью рациональной утилизации изделий для выведения коммерческих спутников». Приняли, разработали. Результат наземных испытаний и на орбите, как говорится, в «десятку». А за разработку проекта агрегатно-приборного блока для космического ракетного комплекса «Стрела» группа инженеров КБ «Орион» получила премию Правительства Оренбургской области в сфере науки и техники за первое место в конкурсе на лучший проект, а также диплом и медаль ВВЦ.
Привлекательность творческой работы КБ собирала в коллектив людей, которые соответствовали содержанию фразы: «Конструктор – это не должность, а диагноз!» Поэтому сотрудничество в разных проектах – своих и на правах соучастия – было нормой. Наряду с уже имеющейся обширной тематикой изделий получили очень важный заказ от ОКБ им. Лавочкина – разработать составные части различных систем КА «Луч», «Марс», «Венера». Работать было очень интересно, ответственно, фантастично, и, сами того не осознавая, мы участвовали в важных событиях в жизни страны. В итоге конструкторы Л.З. Толстов, Н.П. Полковников, А.И. Котова удостоены медалей ВДНХ СССР.
Сейчас возрождаются лучшие традиции прежнего коллектива: совершенствуется процесс проектных работ, внедрена компьютерная техника, освоено 3D- проектирование, обеспечено участие в разработках по новым тематикам. Взаимодействие молодых способных инженеров и опытных специалистов дает положительные результаты в конструкторской работе.

Оборонный комплекс: люди, традиции
В любом трудовом коллективе неосязаемое творческое начало, занятость общим делом порождает особый дух и традиции, в становление которых вносят посильный вклад все участники производственного цикла.
Так происходит потому, что люди связаны высокой ответственностью: здесь – как у минёра – нет права на ошибку, нет мелочей, которые не влияли бы на надежность, безопасность обслуживания, жизнь людей, эксплуатирующих нашу технику.
Автору случилось принимать помощь от необычайно талантливых специалистов: А.И. Эйдиса, Д.А. Минасбекова, а также моих коллег: С.В. Ефимова, В.И. Лурье, В.М. Степнова, Г.И. Моруги, В.А. Масленникова, М.Е. Петрулевича, Б.И. Оберемок–Якубова, И.Я. Шачнева, В.М. Шипулина, Б.И. Кушнера, Г.Ф. Реша, Е.Г. Куранова, Г.С. Резникова и многих, многих других. Совместный труд, духовная близость облагораживают, помогают в преодолении любых проблем.
Эти традиции продолжаются и, пользуясь случаем, пожелаю всем, с кем знаком, здоровья, а всему коллективу НПО машиностроения – успехов!

Александр Ивашин

 

 

ТРУДНЫЙ  ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ

С переходом из СКО машиностроительного завода в филиал ЦКБМ значительно увеличились объём КД и номенклатура ведомых изделий. Специализация нашей бригады обрела законченный вид. У нас оказались все твёрдотопливные двигатели, все пиротехнические устройства и корпуса спецчастей. Расширились контакты с разработчиками-соисполнителями нашей головной организации. Бригада пополнилась молодыми перспективными специалистами, к нам пришли А.Д. Горбачёв, который впоследствии стал заместителем Генерального директора, главным конструктором КБ «Орион», и В.Г. Воронцов.
Однако работа продолжалась в режиме конструкторского сопровождения КД головной фирмы и соисполнителей в производстве. А нам хотелось что-то сделать с нуля, с чистого листа, с ТЗ. Видимо, и руководство во главе с начальником филиала Б.В. Нестеровым было озабочено этой проблемой. Требовалось «обстрелять» молодёжь, сплотить коллектив и убедиться в способности самостоятельно выполнять проекты.
Такая возможность вскоре представилась. Филиалу поручили в рамках НИОКР разработать КД на приборный отсек. Нашей бригаде дали задание выпустить комплект рабочей документации на агрегат выброса отражателя с заданной скоростью с использованием пиромеханизма.
Проект, конечно, небольшой, но вполне достаточный, чтобы самостоятельно пройти все стадии проектирования. Необходимо было разработать и запустить в производство комплект рабочей документации, составить программу КИ, провести стендовые испытания, и в срок выйти на лётные испытания всего проекта. В этом плане работа для нас была интересная и поучительная.
Запомнились три командировки, в которые мне пришлось съездить по данной разработке.
Первая командировка была связана, в основном, с расчётом энергетики пиромеханизма. Я посетил головную организацию (ЦКБМ), а также филиал №1 в Филях, с которым наше предприятие вместе участвовало в разработке приборных отсеков. У них был более сложный и насыщенный вариант.
В Филях, в отделе 120, меня принял заместитель начальника Н.Г. Волков, седоватый средних лет интеллигентный человек. Очень внимательно меня выслушал и как-то по-отцовски расположил к себе. Он не стал отсылать меня к исполнителям, как это обычно бывает у начальников, а сам занялся моими проблемами. Н.Г. Волков познакомил меня с инженерными расчётами аналогичных пиромеханизмов, вынув при этом из сейфа амбарную книгу. Убедившись, что я усвоил расчётную схему и применяемые зависимости газодинамики, пригласил своего сотрудника для уточнения других вопросов. В конце беседы он пожелал нам успехов и чтобы наш первый «блин» не оказался комом. Затем оптимистично добавил, что обычно новичкам на первых порах везёт, так как они тщательно ко всему относятся. Это потом, с появлением опыта, наблюдается некоторое пренебрежение и поверхностное отношение к «мелочам». Тут-то и жди неприятностей.
Позже я узнал, что Н.Г. Волков – это отец космонавта Владислава Волкова, который трагически погиб вместе с другими членами экипажа при возвращении на Землю после второго своего полёта на корабле Союз-11.
В головной фирме (ЦКБМ), в КО-8 мне помогли определиться с прототипом, уточнили параметры расчёта и указали разработчика пиросредств, с которым предстоит согласовать их применение. Существенную помощь при этом оказали заместитель начальника отдела В.Г. Горячев, начальник сектора И.В.  Крупчатников и начальник группы В.В. Говоров. В дальнейшем с сектором 813 мы тесно сотрудничали по многим разработкам, и у нас сложились добрые деловые отношения с этим коллективом на долгие годы.
Разработку рабочей КД и запуск её в производство осуществляли конструкторы: Р.Ф. Ахтареев., А.Д. Горбачёв, В.Я. Сергеев, Н.Н. Трипкош под руководством начальника бригады А.М. Маркина.
Командировка в Ленинград – на предприятие, согласующее применение головных пиросредств, также была интересной и полезной для налаживания рабочих контактов и дальнейшего сотрудничества. Завод с петровских времён занимался данной тематикой и держал под контролем применение своей продукции. Здесь нас пытались втянуть в длительный и дорогостоящий процесс отработки, что нас явно не устраивало. Пришлось воспользоваться предыдущим протоколом, который КО-8 оформлял с ними. На этом благополучно закончилась моя поездка на старейший завод.
Следующий ответственный этап проектирования – это разработка программы конструкторских испытаний (КИ) и определение оптимального количества сборок для них. Требовалось подтвердить работоспособность механизма и стабильность параметров, заданных в ТЗ.
Проведение КИ решено было осуществить на испытательной базе филиала №1 ЦКБМ в г. Фаустово Московской области, где имелось необходимое оборудование и измерительная аппаратура.
За смену удавалось выполнить только одно срабатывание. Выезжая рано утром из Москвы на электричке, мы возвращались в гостиницу поздно вечером. Десять срабатываний подтвердили правильность расчёта. Величина скорости вылета отражателя соответствовала требованиям Т3 и стабильно укладывалась в заданные пределы. Это позволило нам совместить два этапа испытаний и в назначенный срок получить заключение о допуске к лётным испытаниям.
Это был несомненный успех коллектива бригады. Хорошо помню то волнение, то ощущение гордости за предприятие, за своих коллег, когда испытания успешно завершились. В такие минуты забываешь про все трудности, которые пришлось преодолеть на пути к успеху.
На снимке: А.Д. Горбачев

Вячеслав Сергеев

 

 

ОТДЕЛ  100  СЕГОДНЯ

Расчетно-теоретический отдел (отдел 100) – самый молодой из отделов КБ «Орион». Он был образован в феврале 2003 года приказом начальника кб в целях совершенствования структуры и схемы управления кб. В его состав вошли два сектора: 102 и 103, а также группа 104.

Первым начальником отдела 100 стал Сергей Белов, который на тот момент был начальником сектора 103. Он продолжил укрепление и совершенствование расчетно-теоретического направления КБ, начатое еще в секторе 103, когда после затяжного периода трудностей и простоя в малочисленное подразделение были приглашены перспективные молодые выпускники Оренбургского госуниверситета А.В. Павлов, С.М. Туранов, А.К. Шляхов. Важнейшим достижением С.В. Белова при активной поддержке начальника КБ А.Д. Горбачева стало создание фактически «с нуля» нового подразделения КБ – сектора САПР, вошедшего в состав вновь созданного отдела. С этого момента началась новая эра в развитии всего КБ. Она ознаменовалась активным насыщением подразделений современной вычислительной и множительной техникой, переходом от устаревших методов создания конструкторской документации к самым современным технологиям. В конструкторских отделах кульманы были вытеснены мощными графическими станциями и принтерами, а конструкторский труд поднялся на технически новый уровень – от карандаша и циркуля – к AutoCAD и PRO/Engineer.
В 2006 году сектор САПР под руководством А.К. Шляхова был выведен из состава отдела 100 и подчинен непосредственно новому заместителю начальника КБ, которым и был назначен С.В. Белов. А отдел 100 возглавил                   А.В. Павлов – один из основных специалистов КБ по прочности. К тому времени он не только выполнил существенный объем работ в группе прочности, но и опубликовал ряд научных статей по тематике отдела.
Основным подразделением отдела 100 является возглавляемый А.А. Моргуном сектор 103. В секторе сосредоточены практически все вопросы, связанные с теоретическим фундаментом большинства новых разработок и изделий, уже находящихся в производстве или на стадии освоения. Это вопросы прочности, аэрогазодинамики, теплопередачи, баллистики, задачи определения массо-центровочных характеристик изделий, а также испытаний на прочность. Лучшие специалисты-теоретики КБ «Орион» разделены внутри сектора на две группы: группу прочности (руководитель – А.М. Туранов) и расчетно-теоретическую группу (руководитель – А.А. Рычкова). Во всех разработках, во всех новых проектах специалисты сектора 103 принимают важнейшее участие. Их решения являются не только основой для работы конструкторских подразделений КБ, но и критерием соответствия новых разработок требованиям технических заданий, критерием правильности принятых конструктивных решений.
Основным направлением развития сектора 103 на сегодняшний день является освоение современных технологий проектирования изделий, выполнения расчетов, позволяющих сделать работу специалиста как более точной, так и быстро воспроизводимой. Эти возможности основаны, прежде всего, на 3D-моделировании. Однако важная особенность применения 3D-моделей в работе сектора 103 состоит в том, что, в отличие от конструкторских подразделений, целью является не столько создание 3D-модели, сколько ее дальнейшая адаптация, нередко сопоставимая по сложности с созданием, и ее использование в качестве объекта в системах автоматизированного расчета. Заметных успехов в этом достигли           Е.Г. Ефимушкин, А.М. Туранов, С.В. Галаджиев и И.В. Харитонова, которые работают в тесном взаимодействии с самыми опытными специалистами расчетно-теоретического направления: А.А. Рычковой, Л.А.Мыкитюк,                С.А. Секериной, Л.А. Беловой.
Успешная двусторонняя передача опыта и знаний между молодыми специалистами и представителями старшего поколения сектора есть признак правильности системы внутренних взаимоотношений, заложенных первым начальником отдела 100 С.В. Беловым и последовательно выстраиваемых руководителями отдела и сектора сегодня.
Особое положение в КБ занимает входящая в состав отдела 100 группа качества и авторского надзора (группа 104), возглавляемая опытным и ответственным руководителем Галиной Бакаевой.
Работа в области качества и авторского надзора фактически была выстроена заново первым начальником группы И.А. Филюновым после создания группы в мае 2001 года приказом начальника КБ. Были разработаны и успешно внедрены новые нормативные документы – положения и стандарты предприятия по авторскому надзору в ПО «Стрела», по перекрестным проверкам между подразделениями КБ.
 Важной функцией группы 104 является контроль исполнения сроков по графикам испытаний, разработке КД,  по решениям и резолюциям руководства КБ.
Начальник группы Г.Ф. Бакаева имеет в КБ особый статус. Она является уполномоченным представителем начальника КБ «Орион» по качеству. Тесные связи группы с коллегами из НПО машиностроения помогают успешно справляться с организацией системы качества и решением текущих вопросов, связанных с качеством производства. В значительной мере способствуют этому ежеквартальные и ежегодные отчеты группы о состоянии вопросов качества производства в ПО «Стрела», направляемые в НПО машиностроения.
Главным направлением развития группы 104 сегодня является освоение и внедрение новых методов и подходов, закрепленных в актуальной всемирной системе менеджмента качества ISO 9001.
Вместе с другими подразделениями КБ отдел 100 принимает участие в инновационных проектах. В частности, начальник сектора 103 А.А. Моргун и другие сотрудники КБ в 2007 году были в числе награжденных Дипломами Правительства Оренбургской области за разработку проекта АПБ РН «Стрела».
Отмечен отдел 100 и достижениями в спорте (А.А. Моргун и А.М. Туранов – призеры соревнований по настольному теннису, проходящих в КБ), и активным участием в художественной самодеятельности (А.М. Туранов, Е.Г. Ефимушкин, И.В. Харитонова, А.А. Рычкова, Е.Г. Куликова, Е.С. Корякина).
На снимке: проект рождается на испытательном стенде.

Александр Павлов

 

 

ОТДЕЛ  ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

За кипами бумажными скрывается отдел,
Но знаем, очень важен он для наших общих дел.
Дают документацию во все цеха завода
И МРД и БТД в любое время года.
Размножат, сброшюруют и отсинят в момент.
И группа выдачи звонит: «Возьмите документ!»

Важное место в работе КБ занимает отдел 450 – отдел технической документации.
У истоков создания отдела стояла Генриетта Рудометчикова -  технически грамотная, волевая женщина, которая в сжатые сроки организовала работу отдела, наладила систему учета, хранения и обращения КД.
В настоящее время отделом руководит и поддерживает традиции энергичная, внимательная, вникающая во все тонкости специалист Ольга Корякина.
На данный момент отдел включает в себя три бюро.
Бюро 451 занимается учетом, хранением и обращением КД. Начальник бюро Наиля Салимова – высокий профессионал своего дела. С 1971 года трудится ветеран труда Сания  Вагапова, которая с удовольствием делится своим богатым профессиональным опытом с трудолюбивой и старательной молодежью: Е.Ю. Захаровой, А.М. Лепиловой, О.В. Чумаковой, К.З. Шашковой, А.Н. Беляевой, И.В. Вострокнутовой.
В архиве отдела работают Галина Хузахметова, которая пришла в КБ в1973 году, и Любовь Пожитнева  – главные помощницы в работе конструкторов.
Ежедневно в бюро обрабатывается свыше трех тысяч копий чертежей формата А4. Кстати сказать, для быстрого и качественного выполнения работ бюро оснащено двумя современными компьютерами и принтером. Мы активно используем все технические новинки, которые есть в КБ: локальную сеть, электронный архив, программы переписки, базы данных и т.д. Это наши палочки-выручалочки, которые очень облегчают работу и экономят время.
Бюро 452 занимается учетом, хранением и обращением секретной КД. Бюро возглавляет опытный специалист Галина Ламбина. Она трудится вместе с Т.В. Сянгаевой и А.Д. Кальметьевой. Им ежедневно приходится иметь дело с секретными документами.
Бюро 454 – это бюро размножения технической документации. В филиале ЦКБМ- КБ «Орион» с 1972 года работает Н.В. Дорожкина, которая пришла контролером-сортировщиком, работала светокопировщицей, а сегодня она – оператор на современном оборудовании.
Наши операторы А.Д. Копытина, В.Н. Тубольцева, Р.Н. Сайфуллина освоили все новые машины и передают свои знания молодым. К примеру, совсем недавно в бюро пришла Т.Г. Крюкова. Она уже хорошо справляется с работой на светокопировальной машине, с подрезкой синекопий и брошюровкой книг для библиотечного комплекта.
 Мы не представляем отдел без нашего единственного мужчины, техника-наладчика, майора в отставке А.М. Умеренкова. Он трудится в КБ с 1980 года. Вся его работа поставлена по-военному четко. Все машины и механизмы работают безотказно, как и он сам!
Сравнительно недавно в отдел пришла техник-распределитель О.В. Чебоксарова, но она уже освоила все операции и делает все быстро, умело, всегда с улыбкой!
Сейчас в светокопии работают только 5 операторов, которые печатают, обрезают и изготавливают паспорта в экспортном варианте как для ПО «Стрела», так и для Республики Индии. Через их руки проходит до 70 тысяч чертежей формата А4 в месяц, до 800 штук паспортов и многое, многое другое. Вся работа выполняется быстро, качественно и своевременно под руководством В.В. Чурносовой, которая за 30 лет прошла трудовой путь от светокопировщицы до начальника бюро.
Многие сотрудники нашего коллектива участвуют в художественной самодеятельности, общественной и спортивной жизни КБ. О.А. Корякина, О.В. Чебоксарова, А.Д. Кальметьева являются солистками самодеятельного ансамбля «Орионочки». Без песен в исполнении Ольги Корякиной не проходит ни один концерт в КБ и ПО «Стрела».

Елена Захарова

 

 

ОТ ЧЕРТЕЖА ДО ПРОИЗВОДСТВА
Этапы развития служб КБ «Орион» синхронно отражались и на организации – реорганизации конструкторских подразделений по той части техники, что кратко можно обозначить одним словом – механика.

Отдел 200 специализируется на проектировании и конструкторском сопровождении в производстве фюзеляжа, силовых установок, комплексных пневмогидросистем и автоматики, автономных блоков, пиротехнических средств и реактивных твердотопливных двигателей, прямоточных воздушно–реактивных двигателей, товаров народного потребления и множества различных механических устройств, необходимых в хозяйстве и производстве.
80-е годы явились временем наибольшего расцвета коллектива отдела, способного к самостоятельным разработкам, связанным, в том числе, и с решением задач прочности, динамики и пиротехнических устройств.
В 90-е годы из-за резкого снижения объёма работ последовала реорганизация КБ с объединением подразделений. Увеличение нагрузки в сочетании со снижением оплаты труда не могло не сказаться на оттоке высококвалифицированных и опытных инженеров.
Но оставшийся коллектив отдела и принятые в КБ «Орион» молодые инженеры, владеющие проектированием с помощью новейших программ на ПЭВМ, взаимно обеспечили выполнение проектных работ на высоком уровне. В эти годы велось изготовление отдельных образцов опытных изделий, разработка документации на товары народного потребления, оборудование для сельского хозяйства, добывающей промышленности, часто при этом самостоятельно изготавливали и реализовывали эту продукцию.
Отдел 200 подразделяется на четыре сектора.
Сектор 201: общие виды, автономные блоки, неметаллические сборки и прочее, с этим связанное. Первоначально коллектив проектно-конструкторского сектора сформировался из бригад СКО машзавода – 201 и 203.
В его состав вошли: Ю.А. Махибородов, М.Я. Ковалёв, В.Т. Каган, С.П. Багимова, Н.Ф. Крюкова, Л.А. Першина, М.М. Воронцова, Ю.П. Яковлев, Ю.И. Недочетов, Г.Р. Колосов, И.Ф. Мельников, а после 1975 года – молодые специалисты КАИ С.В. Белов, В.И. Фролов, В.М. Корнеев, В.Е. Секерин, Ю.Д. Долганов, выпускники КуАИ А.В. Никитин, Т.А. Громова.
Сектор 201 явился существенной опорой для головной организации и авторитетным представительством для завода, а по неметаллическим сборкам – особенно.
Наряду с основной тематикой специалисты сектора творчески выполняли заказы многих отраслей народного хозяйства, например – проектные работы по стенду тарировки телесистем для научно-технического центра горизонтального бурения «Газпрома» и др. Основные разработчики темы – А.В. Никитин и Г.Р. Колосов.
Участие в научно-технических конференциях и конкурсах было и остаётся нормой для специалистов сектора, эстафету которых приняли молодые, подающие надежды инженеры: П.П. Денисов, М.П. Крючков, В.Г. Райманов, М.Е. Степанов.
Сектор 202 образован в 90-х годах прошлого века из двух секторов – 202 и 205. В секторе 205 работали конструкторы высокой квалификации: Ю.А. Ералев, Н.И. Инчин, Ю.Г. Нестерова, А.И. Котова,  И.К. Антипов, Г.И. Князев, С.В. Кашуков,  Л.В. Кулик, В.С. Белов, Л.В. Русяева, Е.С. Шелыхманова и другие, а в секторе 202 – Е.Ф. Гальцев, Ю.П. Константинов, К.М. Курманбаев,   А.А. Кожин и другие.
Конструкторами сектора были освоены топливные отсеки на боевые изделия и на космические аппараты «Марс»,  «Венера», «Луна», а также на отдельные агрегаты комплекса «Буран». За успешное выполнение заданий Л.З. Толстов был награждён орденом «Трудового Красного Знамени». За участие в работах по доставке грунта с Луны космическим аппаратом «Луна-16»  он же награждён серебряной медалью ВДНХ, А.И. Котова – бронзовой медалью, многие работники сектора были удостоены почётных знаков министерства.
После объединения двух секторов объём работ возрос: сектор стал заниматься топливными баками, отсеками крылатых ракет и аналогичными темами: крыльями и оперением.
Все эти агрегаты были успешно освоены молодыми специалистами сектора: Г.А. Витиком, А.А. Зарубиным, Д.Ю. Вороньжевым.
Сектор 203 – это силовые установки, комплексные пневмогидросистемы, автоматика, пиросредства, твёрдотопливные двигатели и газогенераторы – это всё в одном секторе на десять конструкторов!
Большой вклад в развитие сектора вложили: А.Д. Горбачев, Ю.И. Михайлов, А.Ф. Ивашин,  А.М. Маркин, В.И. Бондаренко, Ю.Ф. Каленов, А.В. Попов, М.М. Щедринов, В.П. Морогова, В.Я. Сергеев, В.Г. Сорокин, В.Г. Воронцов, Н.Ю. Горбачёва, И.И. Барашкова, Л.В. Щукина, В.М. Курьякова и другие.
Высокий профессионализм конструкторов позволил им принимать участие в сложных самостоятельных разработках, как по основным изделиям, так и по товарам широкого потребления. В.Я. Сергеев и В.Г. Сорокин – авторитетные специалисты, разрабатывали пиротехнические устройства с результатами, достойными высокой оценки по надежности и оригинальности.
М.М. Щедринов и В.И. Бондаренко – непревзойдённые специалисты в области пневмогидросистем.
Собранность, глубокие знания техники всегда отличают В.П. Морогову - одну из самых внимательных воспитателей молодых инженеров. В настоящее время Валентина Павловна передает свой богатый опыт Ф.Ю. Калёнову, В.А. Белову, М.Е. Пузанову, В.А. Хопренинову, А.Р. Киму.
Сектор 204. В 1983 году был получен новый заказ по освоению маршевого прямоточного двигателя, в отработку которого с внесением оригинальных решений вложили своё творчество: Ю.Ф. Головин, В.А. Дужик, А.И. Кольцов, А.Ф. Ивашин, Р.Г. Бондаренко, Н.И. Беляева,  В.П. Химич, О.М. Кручинина с поощрения и доверия главного конструктора И.Б. Леванова и всего состава специалистов этого КБ без исключения: В.А. Хохлачева, В.И. Шатрова, В.И. Исаева, А.П. Киселёва и других.
Особо хотелось бы отметить наших изобретателей:  В.А. Дужика, С.Г. Панихидина, К.С. Бабамухаметова, Ф.Ф. Абдрахманова, Р.Г. Бондаренко, благодаря которым и по настоящее время обеспечивается высокий уровень надёжности двигателя. Большой вклад в освоение двигателя нового поколения вложили Ю.Г. Бувтышкин, В.А. Каган и Р.Г. Бондаренко. Все эти традиции поддержаны новым пополнением конструкторов: С.С. Поповым, С.С. Курносенко, Е.В. Осиповым.
Уровень подготовки специалистов отдела позволяет успешно выполнять задания в командировках у иностранных партнеров.
Школа, заложенная старшим поколением специалистов-наставников – Б.В. Нестеровым, Н.П. Полковниковым, К.Н. Антиповым, А.В. Комаровым, А.С. Елизаровым, – сохранилась и является залогом дальнейшего успеха, развития КБ в целом и отдела 200 в его составе.

Геннадий Князев

 

 

СЛУЖБА НОРМОКОНТРОЛЯ

Всё должно быть по стандарту!
И за то стоим горой!
Нас проверит аккуратно нормативное бюро.
Мы на страже! ГОСТ – не тронь!
Говорит нормоконтроль!

Год создания службы нормоконтроля – 1976-й. До этого момента конструкторские документы предъявлялись на нормоконтроль в отдел стандартизации завода, и вся нормативная документация находилась там, что было очень неудобно для конструкторов – далеко от рабочего места. И вот руководством КБ, к счастью для конструкторов, была организована сначала группа 320 (нормоконтроля), затем бюро 320.
Основателями нашего подразделения были: Ю.А. Махибородов, Т.Е. Ульянова, Р.Д. Нетревожко, Г.Ф. Цибина, С.А. Лазарева, позже пришли Б.М. Монусова, Г.П. Борисова, затем А.П. Ширшов, Г.И. Демина, А.Г. Родовский, Н.М. Морозова, К.В. Липинский, Л.Г. Ряузова.
Во второй половине 80-х годов появился метрологический контроль в лице Н.Н. Заболотних. В бюро набирали специалистов только прошедших «конструкторскую школу».
Нормоконтролеров каждые пять лет отправляли на отраслевые курсы продолжительностью месяц в ЦКБС (г. Королев), а метролога – на 3 месяца за удостоверением на право контроля.
Консультации нормоконтролера и метролога должны были помогать конструктору в процессе разработки КД, с нормоконтролера требовалось за любую ошибку снижать конструктору коэффициент качества и записывать это снижение в личную карточку исполнителя.
На современном этапе служба нормоконтроля и нормативно-технической документации включает в себя три направления: нормоконтроль (В.П. Химич, Г.И. Демина), библиотека НТД (М.В. Кузнецова), библиотека технической литературы (Н.С. Попова). Все вместе и каждый на своем участке работники маленького коллектива сектора 304, продолжая добрые традиции бюро 320, служат интересам большого коллектива КБ «Орион».
 Огромную помощь в работе с нормативной документацией оказывает отдел 20-16 НПО машиностроения. Любые затруднения в получении срочной информации решаются с их помощью. Положительную роль в деятельности сектора играет также сотрудничество со службой стандартизации отдела 60 ПО «Стрела», обмен полученными сведениями из различных источников идет на пользу общему делу. Вот так приходится ориентироваться в бушующем море современной технической информации.

Галина Дёмина

 

 

ТЕХНОЛОГИ НУЖНЫ ВСЕГДА

С организацией филиала ЦКБМ появилась острая необходимость в создании подразделения, занимающегося технологическими вопросами, так как задачи, возникающие при изготовлении серийных изделий и освоении нового изделия комплекса «Гранит», необходимо было решать самим. Учитывая это, руководство филиала принимает решение о принятии инженеров-технологов на должности конструкторов с перспективой перевода их в технологическое подразделение. Так, в январе 1974 года ведущим технологом был принят В.В. Митрофанов.
В июне 1974 года были разработаны положение о технологическом секторе и должностные обязанности работников сектора. К концу 1974 года образовался достаточно работоспособный коллектив, и был официально организован технологический сектор (сектор 220). Его возглавил Иван Михайлович Останин, бывший главный метролог машзавода. Это был грамотный инженер, участник Великой Отечественной войны, офицер, окончивший после войны Куйбышевский авиационный институт.
Из конструкторских подразделений в сектор было передано для дальнейшего ведения более 100 технологических инструкций. На работников сектора были возложены обязанности по отработке технологии изготовления неметаллических сборок, сборочно-сварочных отсеков, металлических деталей, технологии нанесения гальвано-химических и лакокрасочных покрытий, по технологическому контролю выпускаемой филиалом конструкторской документации, принятию конструкторско-технологических решений, переводу на рациональные заготовки деталей серийных изделий и вновь осваиваемого изделия совместно с заводскими подразделениями.
Приказом по министерству конструкторским организациям вменялось в обязанность указывать массу заготовок и коэффициент использования металла (КИМ) при разработке деталей из металлических материалов и при внесении изменений в чертежи серийных изделий в технических требованиях. Это потребовало привлечения новых специалистов. Сектор был поделён на 3 группы: группу неметаллов, группу сборки-сварки и группу металлов. Максимальная численность сектора достигла 17 человек.
Изменение общественно-политической обстановки в стране привело к сокращению численности работников технологического сектора. В 1988 году администрацией КБ было принято решение о его ликвидации.
Новая история подразделения началась с декабря 2000 года, когда по приказу начальника КБ «Орион» А.Д. Горбачёва был вновь организован сектор 220. В него вошли ведущий инженер-технолог    В.В. Митрофанов, ветеран, отработавший в КБ многие годы, и инженер-металлург Н.Ф. Герфанова.
Его возглавил грамотный инженер С.А. Неровнов. Направление работ технологического сектора осталось тем же, что и в прежние годы, – совместная с ПО «Стрела» отработка технологии изготовления металлических, неметаллических деталей и сборок, сборочно-сварочных отсеков, РТИ, нанесения гальванических, теплозащитных и лакокрасочных покрытий и технологический контроль КД.
Всевозрастающий объём работ в ПО «Стрела» по теме «Альянс» привёл к необходимости привлечения новых специалистов. В сектор пришли инженер-химик Г.Б. Мальцева, инженер-сварщик Н.Е. Лошкарёв, молодые инженеры-технологи Н.В. Абоимова, А.Ю. Бувтышкин. Так сформировался ныне действующий технологический сектор КБ «Орион», который поделен на 2 группы: группу неметаллов и испытаний на герметичность и группу металлов.
Наряду с основными задачами по технологическому сопровождению изготовления изделий в ПО «Стрела» и технологическому контролю КД новое время принесло и новое направление работы технологического сектора – поставки металлических и неметаллических материалов и деталей инопартнеру. Знание изделия, технологии его изготовления позволяют инженерам-технологам КБ «Орион» в тесном контакте с департаментом № 13 НПО машиностроения и подразделениями завода успешно справляться с новой, несвойственной им прежде задачей.
Технологическая служба КБ «Орион» решает все технологические вопросы, разрабатывает новые инструкции, участвует в отработке новых технологических процессов и с оптимизмом смотрит в будущее.

Игорь Лошкарев

 

 

Сектор 401

В «Орионе» сектор есть, где контейнеров – не счесть,
Где корсеты и чехлы – лучше в мире не найти!
Чтоб продукт «упаковать», нужно ящик рисовать,
СуперЗИПом снарядить, формулярчик приложить,
И инструкцию создать, в эксплуатацию послать,
Чтобы там ребята знали, где, чего и как включать.
Нет задач невыполнимых! Коллектив достиг вершин!
Упакует что угодно сектор четыреста один!

Сектор 401 был создан при реорганизации КБ «Орион» в результате объединения нескольких подразделений. Многие годы им руководил Владимир  Лисица, внесший большой вклад в развитие сектора и профессиональный рост его работников. А сейчас у сектора новый молодой начальник – Иван Курносенко.
Сектор 401 в КБ «Орион» занимает особое положение, так как объединяет разные направления конструкторской работы: разработку и сопровождение в производстве КД на наземное оборудование, комплекты ЗИП изделий, упаковок изделий и комплектующих, а также ведение эксплуатационной документации на все варианты изделий, порученных КБ «Орион».
Основная деятельность сектора напрямую связана с подразделениями НПО машиностроения: отделением 10 (В.А. Зайцев), отделом 07-38 (Г.Д. Селиверстов), отделом 07-07 с сектором, возглавляемым С.В. Зининым и другими подразделениями, с которыми налажено хорошее взаимодействие и взаимопонимание.
Коллектив сектора состоит из инженеров с различным стажем работы по специальности. Ветеран КБ Геннадий Санин трудится в бюро со дня организации филиала. У него богатый опыт отработки изделий нашей отрасли в эксплуатирующих организациях. Валентина Петрова досконально знает всё, что касается тематики сектора: её стаж более 38 лет. Именно ей руководство доверяло исполнять обязанности начальника сектора. Свои знания Г.А. Санин и В.А. Петрова передают молодежи сектора. Среднее поколение конструкторов: Н.И. Князева и И.К. Баширов пришли когда-то в КБ молодыми специалистами и за годы работы стали профессионалами и ядром коллектива, им многое по плечу. Молодое поколение: М.Г. Захаров и Е.Е. Кошелева трудятся творчески, с огоньком, они ответственно выполняют основные задачи, поставленные перед сектором. Недавно влились в коллектив молодые специалисты Р.В. Латыпов и И.А. Белов. О них можно сказать только хорошие слова – растет достойная смена, и любые задания им под силу.
Тёплая, дружеская обстановка, созданная в коллективе, позволяет компетентно и качественно выполнять стоящие перед сектором задачи.

Олег Шалак

 

ОТДЕЛ 300

Отдел 300 – подразделение, в котором сошлись несколько ёмких конструкторских направлений. Свою работу отдел начинает с разработки электрических схем изделия – общих, принципиальных, подключения, схем блоков и кабелей. Далее – создание конструкций блоков, приборов, соединителей и кабелей. Отдельное подразделение отвечает за компоновку и монтаж ЭО и БКС на изделии. Дальше идет этап разработки программ автономных и комплексных испытаний, настройки АФУ, создания программ анализа ТМ-информации. Комплектование изделий, входной контроль покупных комплектующих производственные отделы завода выполняют по разработанным сектором 303 ведомостям ВП, ДО3. Отдельное подразделение – сектор 304 – занимается нормативно-технической документацией, а ведь через нормоконтроль проходит вся КД, держателем подлинников которой является КБ «Орион».
Основу коллектива составляют конструкторы с большим опытом работы, настоящие профессионалы своего дела. Это и С.Д. Вертузаев, чей стаж на предприятии составляет 58 лет, и Б.М. Лебедев, работающий более 51 года, и многие другие: Г.А Куликов, Л.Н. Воробьева, Е.А. Денисенко, О.Г. Надсадина, З.А. Горина, З.Г. Вострокнутова, В.И. Шмаков, Л.Н. Халявина,  Л.М. Суздальцева, Г.И. Дёмина, В.П. Химич, Ф.Н. Абдуллина. Заслуженные работники передают свой опыт и знания молодым специалистам, число которых в коллективе в последнее время неуклонно растет. Молодежь настойчиво и с интересом овладевает профессией конструктора. Близость серийного завода дает возможность сразу же внедрять новые конструкции в производство, что позволяет быстро выявить и устранить недочеты, допущенные при разработке.
За последние годы в отделе резко активизировалась работа по освоению новых информационных технологий. Сейчас никого уже не удивишь созданием чертежей на компьютере, хотя всего 15 лет назад переход на компьютерную технику полностью перевернул подходы в разработке КД. Многие сотрудники отдела в совершенстве владеют 3D-моделированием. Уже трудно представить монтажные чертежи без предварительной «провязки» узких мест в Pro\Ingineer. Например, для определения номинального зазора между разъемом В4Х1 (-7013-К55) и   шпангоутом-0310-8 была смоделирована компоновка деталей, начиная со шпангоутов, формирующих часть отсека Ф3, и заканчивая рулевыми агрегатами К316. Данная «провязка» подтвердила необходимость улучшения технологии сварки в производстве для обеспечения требуемого зазора согласно нормативным документам.
Качество изготовления продукции в производстве требует особого внимания конструкторов отдела и значительного совершенствования. В связи с этим им зачастую приходится досконально вникать в технологию, совместно с заводскими технологами отыскивать критичные моменты и вырабатывать мероприятия, позволяющие улучшить качество изделий. Так, неоднократные случаи негерметичности спецсоединителей на разных этапах изготовления изделий требовали комплексного анализа технологии герметизации – запрессовки, заливки герметиками. Поэтому специалистами отдела совместно с технологами сектора 220 были проведены экспериментальные работы по выявлению особенностей поведения материалов на степень герметичности при разных режимах использования. В результате потребовалось введение новых материалов, в том числе и клея-компаунда ЭЛК-5, который применили для герметизации, изоляции и упрочнения в составе кабелей.
За последние 10 лет объем работ значительно возрос. Увеличение числа изделий повлекло за собой и увеличение количества вопросов в производстве. Требовалось совершенствование конструкции, позволяющее в значительной мере уменьшить время изготовления серийных изделий. Отдел принимал участие в разработке КД изделий СК310, К310, М55, а также вариантов ТДР, ТН, ИР, АВ, БР указанных изделий. Не так давно закончилась разработка документации по теме «Арон». По этой теме отдел 300 принимал активное участие в создании КД на БКС, на монтажи ЭО и БКС, в отработке методик испытаний электрооборудования.
Интересным, но и очень ответственным всегда является освоение новых образцов техники и отработка новых систем. Внедрение ТМ-системы «Орбита-IV» подтвердило наличие у наших специалистов творческих способностей, умения анализировать и быстро принимать решения.
Отмечая 40-летие КБ «Орион», хотелось бы сказать, что все эти годы мы тесно сотрудничали с ОАО «ВПК «НПО машиностроения», находили понимание и поддержку в работе со стороны руководителей и специалистов отделов 04-01 (В.С. Черяпкин), 04-02 (А.А. Нестеров), 07-72 (В.М. Малков), 28 (Б.З. Шохор), 64 (В.П. Потапов), отделения 14 (Е.Н. Куликов), НИЛ-40 (С.А. Катаев) и др.
Сотрудники отдела 300 умеют не только хорошо работать. Они активно участвуют в проведении торжественных мероприятий в КБ, что способствует созданию сплоченного коллектива. Значительную роль в жизни отдела также играет спорт. В отделе работают призеры соревнований по теннису, бильярду, шахматам.
Александр Куребеда

 

 

Аэрокосмический институт ОГУ

Одной из основных задач начальников подразделений и конструкторского бюро в целом является пополнение подразделений молодыми специалистами.
В 70-е годы инженеров и техников по профилю кб готовили ведущие авиационные институты и техникумы страны. По обязательному в те годы распределению на работу в кб поступали молодые специалисты: инженеры и техники. Семейные в течение одного-двух лет получали первичное жилье, места в детских садах, закреплялись в кб, и, таким образом, формировался коллектив.

К началу 90-х годов картина изменилась. Прекратилось распределение, перестали приходить молодые инженеры, к тому же начался отток опытных специалистов. В таком положении оказались многие предприятия Министерства общего машиностроения.
В марте 1988г. Генеральный директор ПО «Стрела» Д.А. Тараков и ректор Оренбургского политехнического института А.Б. Козаченко приняли совместное решение о подготовке специалистов по производству летательных аппаратов и создании кафедры «Летательные аппараты» в Оренбургском политехническом институте. Был подписан договор, по которому ПО «Стрела» взяло на себя обязательство по обеспечению кафедры учебными аудиториями, лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, образцами изучаемых изделий. В 1992г. сформировался преподавательский состав кафедры для проведения занятий со студентами специальности 539 – «производство летательных аппаратов» по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. К проведению занятий были привлечены ведущие специалисты ПО «Стрела» и КБ «Орион». В июне 1993г. на созданной кафедре состоялся первый выпуск инженеров по специальности «Производство летательных аппаратов».
В настоящее время Аэрокосмический институт Оренбургского государственного университета (АКИ ОГУ) выпускает инженеров по специальностям:
– Технология машиностроения;
– Металлообрабатывающие станки и комплексы;
– Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и аппаратов;
– Самолето- и вертолетостроение;
– Ракетостроение;
– Автоматизация технологических процессов и производств;
– Системы автоматизированного проектирования.
Руководит институтом д.т.н., профессор А.И. Сердюк, кафедрой «Летательные аппараты» – к.т.н., профессор Д.А. Тараков. Базовые предприятия для прохождения практики и трудоустройства выпускников – ПО «Стрела», КБ «Орион», Оренбургские авиалинии, Кумертауское авиационно-производственное объединение (г. Кумертау, Башкирия).
Если инженеры первых выпусков не были востребованы предприятиями, то, начиная со второй половины 90-х годов, большинство молодых специалистов устраивались на ПО «Стрела» и в КБ «Орион». Некоторые впоследствии уволились, но многие остались работать. Сейчас в КБ «Орион» трудятся 35 выпускников Аэрокосмического института, которые стали инженерами-конструкторами 1-й, 2-й категорий, начальниками групп, секторов, отделов.
Сергей Белов,
зам. начальника КБ «Орион»

 

 

СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ КБ «ОРИОН»

Общественная жизнь и физкультурно-массовая работа коллектива конструкторского бюро во все времена отличались высокой активностью. Профсоюзные активисты КБ организуют и проводят внутренние турниры и кубки по многим видам спорта: футболу, волейболу, настольному теннису, легкой атлетике, бильярду, шахматам, шашкам и  другим.
Сборная команда филиала в последние годы неизменно входит в тройку призеров по итогам летней заводской спартакиады ПО «Стрела».
Большой вклад в общий успех команды КБ постоянно вносили коллективы секторов 103 (А.А. Моргун), 201 (В.Е. Секерин), 202 (В.С. Белов), 203 (Ф.Ю. Калёнов), 204 (Ю.Г. Бувтышкин), 302 (А.В. Гриненко), 401 (И.М. Курносенко).
Футбольная команда КБ «Орион» выигрывала Кубок Генерального директора ПО «Стрела» в 2006, 2007 и в 2010гг. Хороших результатов добиваются наши спортсмены в легкоатлетической эстафете на Кубок газеты «Машиностроитель», посвящённой Дню машиностроителя, а также в ежегодных городских соревнованиях: эстафете на призы газеты «Южный Урал» и «Лыжня России». Спортсмены КБ «Орион» – постоянные участники заводских соревнований за Кубок по волейболу им. Героя Советского Союза Н.А. Рощина и Кубок по шахматам им. Героя Социалистического труда Д.А. Таракова, а также отстаивают честь ПО «Стрела» в составе еёсборной команды на соревнованиях Фестиваля рабочего спорта по Северному административному округу и городу Оренбургу.
Хотелось бы особо отметить представителей старшего поколения, которые в немалой степени способствовали возрождению и укреплению спортивного движения. Среди них: А.Д. Горбачёв, С.В. Белов, С.В. Кашуков, О.А. Шалак, В.М. Гриненко, И.К. Антипов, Ю.Г. Бувтышкин, Ю.И. Михайлов, А.А. Моргун, В.П. Химич, В.А. Непомнящий, А.А. Чебоксаров, В.И. Шмаков. Сегодня эстафету спортивного движения приняло новое поколение спортсменов КБ: И.М. Курносенко, М.Е. Пузанов, А.А. Зарубин, В.А. Хопренинов, С.С. Попов, М.Г. Захаров, А.Р. Ким, В.Г. Райманов, В.Г. Фролов, А.М. Туранов, А.В. Кулик, Г.А. Витик.
Приток молодых и активных специалистов вселяет надежду, что богатые спортивные традиции, заложенные многими поколениями спортсменов КБ прошлых лет, будут и впредь поддерживаться и укрепляться.
Максим Пузанов

 

 

МОЛОДЁЖЬ И НАУКА
Администрация и профбюро КБ «Орион» уделяют значительное внимание профессиональному росту молодого инженерного состава. Молодежь КБ «Орион» принимает активное участие в областных конкурсах: «Инженер года-2009» (Ф.Ю. Калёнов, И.М. Курносенко, Д.В. Щукин), в научно-технических конференциях (НТК) молодых специалистов ПО «Стрела» (В.Г. Райманов), в научно-технических советах (НТС) КБ «Орион», в конкурсе работ на присуждение премии имени академика В.Н. Челомея (2004г. – И.Г. Землянский,  Д.В. Вялков,  В.С. Белов, В.Л. Хайнюк).
Особенно хочется отметить достижение нашего молодого инженера-конструктора II категории отдела 200  В.А. Хопренинова, который завоевал первое место в областном конкурсе «Инженер года-2010» среди 123-х участников и второе место в номинации «Проект» по теме «Автожир» среди 32 участников. Это дало ему возможность принять участие во Всероссийском конкурсе II Съезда инженеров России в области науки и техники. На этом конкурсе были заявлены участники из 43 регионов России. По итогам собеседования и представления проекта «Автожир» В.А. Хопренинову был присвоен диплом лауреата за разработку изделий авиационно-космической техники.
Молодые инженеры-конструкторы выступают с докладами о своих разработках на НТС КБ «Орион». Деятельность НТС возобновилась в 2001 году. За эти годы свои проекты представили:  А.В. Никитин- 2003г., Н.А. Рязанов - 2005г., Д.В. Вялков - 2003г., И.Г. Землянский - 2003г., А.К. Шляхов - 2003, 2004, 2005 гг., К.В. Жданов - 2004, 2005 гг., А.В. Авраменко - 2004, 2006, 2007 гг., Ф.Ю. Калёнов - 2005, 2007 гг., А.С. Куребеда - 2005, 2007 гг., А.В. Гриненко - 2007г., А.В. Павлов - 2007г., А.Ю. Бувтышкин - 2008, 2010 гг., А.А. Зарубин- 2009, 2010 гг., В.Г. Фролов - 2009, 2010 гг., В.Г. Райманов - 2009, 2010 гг., Д.В. Щукин - 2009г., Е.В. Осипов - 2010г., М.Ю. Лапынина - 2010г., А.М. Туранов - 2010г., М.Е. Степанов - 2010г., С.С. Попов - 2011г.
В КБ поощряется стремление к профессиональному росту. Молодые инженеры, проявившие себя как грамотные специалисты, получают категории, назначаются на должности начальников секторов, отделов. Но и старшее поколение мы бережём, хорошего конструктора быстро не вырастишь. Опыт старших – это наше богатство.
Иван Курносенко

 

НА СТЫКЕ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА

Инженер Евгений Осипов прибыл в  Оренбург из Украины по программе переселения соотечественников. Это тот редкий случай, когда и в нашу страну переезжают лучшие специалисты. Так как по квалификации он полностью соответствовал тематике корпорации, то и был принят конструктором в КБ «Орион».
Обучаясь в Харьковском авиационном институте им. Н.Е. Жуковского, Е.В. Осипов проникся идеей научной работы в области газотурбинных двигателей. Окончание института с отличием по программе бакалавра дало ему возможность обучения в магистратуре, где он и приобрел навыки проведения научных исследований. А затем Евгений Владимирович поступил соискателем ученой степени в Харьковский авиационный институт на кафедру «Теория авиационных двигателей».
Диссертационную работу по теме «Методы совершенствования газодинамических характеристик турбин ГТД при различных схемах подвода газа» Е.В. Осипов начал, работая в ГП НПКГ «Зоря»- «Машпроект» (город Николаев, Украина).
Значительную часть работы по кандидатской диссертации Евгений Владимирович выполнил в КБ «Орион» ОАО «ВПК «НПО машиностроения», где были созданы все условия для ее завершения и успешной защиты.
В ходе работы над диссертацией он прошел научную стажировку в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) по гранту от Аэрокосмического института Оренбургского государственного университета (ОГУ) с выпуском отчета о научно-исследовательской работе по моделированию процессов в ракетных и комбинированных двигателях.
Накопленный опыт при работе с диссертацией и связанными с нею прикладными экспериментами оказался чрезвычайно полезным в конструкторско-производственной деятельности Е.В. Осипова в КБ «Орион», в частности, в работах по доводке агрегатов изделий в производстве в ОАО «ПО «Стрела».
Юрий Михайлов