СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС

По данным официальных источников, в России уже в ближайшем будущем вода может стать стратегическим ресурсом. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, в 2009 году питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, было обеспечено только 38% российских населённых пунктов, ещё 9% получают недоброкачественную питьевую воду. Более чем в половине городов и сёл вода для питья вообще не исследовалась, а, значит, никто не знает, насколько она полезна или вредна для здоровья.
О том, сколько внимания уделяется качеству и количеству потребляемой питьевой воды у нас на предприятии, мы поговорили с заместителем Главного энергетика ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Андреем Щенниковым.

- Андрей Николаевич, как известно, для сохранения и укрепления здоровья человеку необходимо ежедневно пить качественную воду в достаточном количестве. Имеет ли сегодня возможность наше предприятие обеспечить своих сотрудников чистой, «проверенной» водой? Какие работы ведутся в этом направлении?
- Для обеспечения водой собственных нужд предприятия в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» имеются два водозаборных узла (ВЗУ), состоящих из артезианских скважин и насосных станций. Они «добывают» воду с подольско-мячковского горизонта, залегающего на глубине до 150 метров. Эта вода используется для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, а также сторонних организаций на основе лицензии. Работа ВЗУ осуществляется в автоматическом режиме.
- Вода из систем централизованного водоснабжения без специальной дополнительной обработки не пригодна для употребления в пищу и может даже вызвать ухудшение состояния здоровья? Кто следит за качеством питьевой воды у нас на предприятии?
- Производственный контроль за качеством питьевой воды осуществляется химико-аналитической лабораторией ФГУЗ ЦГиЭ №19. Исследование проб питьевой воды осуществляется ежемесячно в соответствии с планом-графиком, согласованным с Госсаннадзором. Исследуется питьевая вода в разводящей сети и в резервуарах на химические показатели на их соответствие требованиям Санпин 2.1.4.1074-01., с обязательным оформлением протокола лабораторных испытаний и санитарно-эпидемиологического заключения.
- Где сотрудники предприятия могут ознакомиться с этими протоколами?
- Желающие могут ознакомиться с протоколами проб воды в производственно-санитарной лаборатории корпуса №16.
- Каков анализ протоколов сегодня?
- Анализ протоколов лабораторных испытаний за истекший период 2010 года показывает, что вода на предприятии полностью соответствует требованиям регламентирующих документов. За исключением эпизодических, незначительных превышений показаний по содержанию железа и мутности в начале 2010 года.
- Будут ли предприниматься какие-то меры для улучшения качества водопроводной воды?
- В целях исключения превышения показаний по железу и мутности в IV квартале 2010 года подрядной организацией дополнительно будут смонтированы осветлительно-сорбционные фильтры в составе водоочистительной станции на ВЗУ предприятия. Это решение было принято в связи с заботой о здоровье наших сотрудников, ведь добываемая вода используется и как питьевая.
Также мы периодически проводим промывки магистральных трубопроводов. Большая работа проводится в этом направлении. Это весьма дорогостоящая операция, но приходится идти на расходы для достижения приемлемых показателей.
- Кто финансирует эти работы?
- Всё финансовое обеспечение производит руководство нашего предприятия.
- Какие современные водоочистные сооружения Вы используете?
- Два года назад была автоматизирована работа водозаборных узлов. Участие человека в этом процессе исключено, а потому аварий на водопроводах практически не стало. Сегодня процесс работы в режиме текущего времени выводится на дисплей оператора на главной понизительной подстанции (ГПП), где в режиме онлайн осуществляется мониторинг всех данных.
- Но ведь без человеческого фактора в любой работе всё равно не обойтись? Что за специалисты трудятся в службе Главного энергетика?
- Как ни парадоксально, но кризис нам очень помог. За последнее время к нам пришло много молодых, достойных ребят. Это люди, которые с пониманием и с полной самоотдачей выполняют свою работу. Примером может служить недавно произошедший случай. Наши специалисты (Александр Машков, Виктор Алаев, Николай Сафронов, Алексей Климов и Игорь Благих) по доброй воле, без всякого принуждения или давления со стороны руководства, меняли задвижку до трёх часов ночи, чтобы сотрудники предприятия утром не остались без воды. В общем, молодёжь к нам идёт, и мы с надеждой смотрим в будущее.
Итак, большинство из нас знает, что вода составляет около 70% массы тела человека. А потому не стоит недооценивать зависимость нашего здоровья от качества потребляемой воды. К счастью, сотрудники ОАО «ВПК «НПО машиностроения» могут не сомневаться в хорошем качестве питьевой воды, текущей из кранов предприятия, которое, несомненно, заботится о здоровье и благополучии людей.
Татьяна ХАУСТОВА

 

 

25 ЧАСОВ МУЖЕСТВА

Сегодня мы продолжаем публикации о незабываемых юбилеях, связанных с покорением космического пространства Земли. В эти дни мы отмечаем три события в жизни Германа Степановича Титова. Он был одним из самых молодых в первом звёздном отряде, который был создан 50 лет тому назад, и 11 сентября Космонавту №2 исполнилось бы 75 лет. Ушёл из жизни второй космонавт Земли 20 сентября 2000 года.
В марте 1962 года лётчик-космонавт Титов обратился в Президиум Верховного Совета СССР с предложением учредить памятную дату в исследовании и освоении космоса. Так в российском календаре появился новый праздник, ставший общенародным, - 12 апреля, День космонавтики!

Бытует мнение, что «заграничное» имя Герман сыграло свою негативную роль при выборе С.П. Королёвым первого космонавта планеты. На самом же деле Титова готовили для более сложного задания. По лётной и физической подготовке, по другим качествам он не уступал никому в отряде. Если полёт Гагарина в космос был просто «на выживаемость» и длился около часа, то полёт Титова был уже проверкой человеческих возможностей управлять кораблём и работать в невесомости.
«Его называли - первый житель Земли в космосе. Его полёт много дал для науки», - говорила о подвиге мужа Тамара Васильевна Титова.
Увидев планету с орбиты, Юрий Гагарин произнес: «Какая она прекрасная и хрупкая». Однако показать эту красоту не смог - фотоаппарата на «Востоке-1» не было. Первым же космическим фотографом стал Герман Титов.
Дублёр Гагарина
О полёте Титова дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт Павел Романович Попович вспоминал: «Когда Герман полетел, через 4 часа он немного сник, стал немного пассивным. Мы попросили его закрыть глаза и лежать неподвижно. Он закрыл глаза и не двигался один виток. После этого, как я говорю в шутку, «зачирикал». Заговорил нормальным голосом. Всё хорошо, говорит, ребята, сутки выдержу».
И он выдержал. За 25 часов «Восток-2» совершил вокруг Земли 17 витков, пролетев 700 тысяч километров. Причём не просто выдержал, но и доказал, что в космосе можно жить, есть, пить, спать, а главное - работать. А тогда даже медики категорически возражали против суточного полёта. Предполагали, что можно сделать три, четыре витка и всё. Но Титов доказал невозможное.
«Когда он прилетел, честно и откровенно рассказал о своих ощущениях. На основе этого медиками был сделан правильный вывод. Они придумали много различных тренажеров и всё это применили на нас. Мы начали тренироваться, и через 8 месяцев натренировали вестибулярный аппарат настолько, что вообще перестали реагировать на любые раздражители», - рассказывал Павел Романович.
На Земле второго космонавта ждали с не меньшим волнением, чем первого. Его орбитальный отчёт в прямом смысле дал новый вектор подготовки будущих космонавтов.
В этом была главная заслуга лётчика-космонавта Германа Титова!
Герман Степанович позвонил 7 августа 1961 года Никите Хрущёву, чтобы лично доложить по телефону об успешном завершении своего полёта. Стилистика и манера разговора того времени с руководителем страны сохранены.
Взяв телефонную трубку, Никита Сергеевич сказал:
- Слушаю вас, Герман Степанович. Здравствуйте, сердечно поздравляю!
Г.С. Титов. Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза! Докладываю, что задание партии и правительства выполнено. Все системы и оборудование корабля работали отлично. Приземлился в заданном районе. Товарищи приняли хорошо, самочувствие отличное.
Н.С. Хрущев. Вы совершили беспримерный космический рейс. Сколько вы сделали витков вокруг земного шара?
Г.С. Титов. Семнадцать с половиной, Никита Сергеевич.
Н.С. Хрущев. За сколько часов?
Г.С. Титов. За 25 часов с минутами.
Н.С. Хрущев. За 25 часов с минутами! Это же - героический подвиг. Вы осуществили мечту человечества. Не так давно мечта о космических полетах человека считалась мечтой неосуществимой.
Г.С. Титов. Большое спасибо, Никита Сергеевич. Я постараюсь оправдать доверие партии, обещаю и впредь выполнять высокие обязанности члена партии, как выполнил их сегодня.
Н.С. Хрущев. Мы еще поздравим вас и поблагодарим ваших родителей при личной встрече в Москве. Мы вас достойно встретим в Москве всем народом, всей страной. А как чувствует себя ваша супруга, она знала о вашем полете?
Г.С. Титов. Да, знала.
Н.С. Хрущев. А одобрила она этот полет?
Г.С. Титов. Сначала не совсем одобряла, а потом одобрила.
Н.С. Хрущев. Это вполне понятно. Ей хотелось, чтобы ее муж совершил подвиг, но этот подвиг был таким, что она могла лишиться мужа, и, видимо, поэтому у нее могли быть колебания. Это человеческие колебания, и они понятны всем людям.
Г.С. Титов. Такой именно и был разговор у нас с Тамарой, Никита Сергеевич.
Н.С. Хрущев. Целую и обнимаю вас пока по телефону, а вот когда встретим вас на аэродроме - обниму вас по-отечески, как самого дорогого и любимого сына нашей Родины.
Г.С.Титов. Большое спасибо, Никита Сергеевич.
Земные будни космонавта
Герман Степанович был назначен командиром лётчиков в проекте ракетоплана «Спираль», прототипе советского «Бурана». Руководил отрядом космонавтов в Звёздном городке. Испытывал автоматическую ракетно-космическую систему «Зенит». Создавал тогда ещё военную навигационную систему «Ураган», ставшую основой для нынешней гражданской системы ГЛОНАСС. В последние годы, до завершения службы в армии (октябрь 1991 год), занимал ответственные посты в Министерстве обороны России.
Большое внимание Герман Степанович уделял патриотическому воспитанию молодёжи. Вместе с сотрудниками ОАО «ВПК «НПО машиностроения» он часто посещал Музей космонавтики, открытый в средней школе №408 Восточного Административного округа города Москвы. Музей функционирует уже более 30-ти лет. Активную работу здесь ведут ветераны ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Частыми гостями, вместе с Германом Степановичем, здесь бывали ведущий конструктор Виктор Петровский, Главный ведущий конструктор программы «Алмаз» Игорь Постников, ведущий специалист НИЦ 00-40 Евгений Кулешов. Виктор Петровский, провожавший Г.С. Титова в космос и знакомый с ним более 50 лет, на одной из встреч попросил Германа Степановича прочитать ребятам его любимое стихотворение «Тюльпаны Байконура». Титов любил поэзию и с удовольствием читал стихи наизусть.
Не секрет, что наши сотрудники стараются заинтересовать ребят поступлением на Аэрокосмический факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана и дальнейшей работой в ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Руководство музея совместно с Федерацией космонавтики России (ФКР) разработало воспитательную программу «Дети и космос». В музее есть экспозиции, посвященные Ю.А. Гагарину, Г.С. Титову, В.Н. Челомею, С.П. Королеву.
Герман Степанович встречался в школе с ветеранами ВОВ и молодёжью, делился воспоминаниями о своём полёте, о жизни в отряде космонавтов, о дружбе с другими лётчиками-космонавтами. Сегодня школьный музей космонавтики носит его имя. Ребята любят свой музей, с уважением и благодарностью относятся к гостям, интересным людям, особенно к человеку, имя которого присвоено их музею.
Сердце Германа Степановича остановилось 20 сентября 2000 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, недалеко от места захоронения Владимира Николаевича Челомея.

На снимках:

  1. Г.С. Титов
  2. Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ф.К. Козлов, Г.С. Титов, Ю.А. Гагарин в Георгиевском зале Кремля. Москва, август 1961 года
  3. Слева направо: И.Ю. Постников, В.П. Петровский, Г.С. Титов
  4. Памятник Г.С. Титову на Новодевичьем кладбище

Биографическая справка
Герман Степанович Титов, родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино, Косихинского района, Алтайского края. Второй советский космонавт в космосе, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.
Назначен в отряд космонавтов в 1960 году пилотом второго космического корабля «Восток-2», запущенного 6-7 августа 1961 года. На момент полёта Герману Титову было без одного месяца 26 лет, благодаря чему он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.
Материал
подготовили
Владимир ПТЕЦОВ
и Евгений КУЛЕШОВ

 

 

 

 

ГЕНИАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Заслуженная победа коллектива

Окончание. Начало в № 30(1024), 31(1025), 32 (1026), 33 (1027)

Испытания серийных ракет П-5С с автопилотом АП-70А
В 1958 году по решению правительства серийное производство ракет было поручено заводу № 292 Саратовского СНХ – на этом заводе был организован филиал ОКБ-52. В НИИ-923 была создана на базе АП-70 модифицированная система управления АП-70А. На этап конструкторских испытаний серийных ракет были поставлены 5 КР П-5С: №№ 0101, 0102, 0201, 0802, 0202.
Испытания проводились в октябре-декабре 1958г. с качающегося стенда СМ-49 на дистанцию 240 км. При пусках первых трех ракет были отказы системы АП-70А и стартового агрегата.
Пуск КР № 0101 был произведён 9 октября 1958г., из-за отказа блока БДГ-9 ракета пролетела 94,5 км. На следующем пуске КР № 0102 30 октября – такой же отказ, ракета упала на 13,4 км. На третьем пуске КР № 0201 3 декабря – не отделился стартовый агрегат, ракета упала.
После доработок пуски остальных двух ракет прошли с положительными результатами. Отмечалась повышенная максимальная скорость этих ракет, что объяснялось более тщательным выполнением внешних обводов ракет на заводе № 292 и улучшением тяговых характеристик двигателя КРД-26 после проведённой в 1958 году замены компрессора.
Пуск КР № 0802 был проведён 21 декабря, дальность 240 км, КР №0202 – через 5 дней, 26 декабря 1958г., дальность 240 км.
По результатам этих испытаний комиссией было принято заключение о возможности допуска ракет П-5 к этапу совместных с ВМФ испытаний.
1959 год начался с поздравлений.
Приказ по Союзному опытно-конструкторскому бюро № 52 от 20 января 1959г. гласил:
«Объявляю приказ Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике от 13 января 1959г.:
«В связи с успешным выполнением в в/ч 15644 важнейшего этапа работ по испытаниям крылатых ракет П-5, приказываю:
За успешное выполнение второго этапа работ по испытаниям крылатых ракет П-5 объявить благодарность всему коллективу ОКБ-52».
В соответствии с указанным приказом и выделенными ГКАТ средствами для поощрения отличившихся работников ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Премировать работников ОКБ-52, отличившихся при испытаниях крылатых ракет П-5, согласно приложению № 1.
2. Ознакомить с настоящим приказом руководящий состав ОКБ-52 и экспедиции, проводившей испытания.
Главный конструктор В. Челомей».
В это время Владимиру Николаевичу присваивается звание генерального конструктора:
Приказ
Председателя Госкомитета Совета Министров СССР по авиационной технике № 19/к г. Москва 12 февраля 1959г.
Тов. ЧЕЛОМЕЯ Владимира Николаевича назначить генеральным конструктором ОКБ-52.
Председатель Госкомитета Совета Министров СССР по авиационной технике – П. Дементьев.
Совместные испытания:
Испытания проводились комиссией, назначенной решением ГКАТ, ГКС, ГКОТ, МСМ, ВМФ от 17.09.1958г. на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.03.1958г.
Испытания проводились в два этапа. Первый этап – в начале 1959г. со стенда СМ-49 на дальность 240 км.
Второй этап - в 1959г. с ПЛ пр. П-613 на дальность 400 км.
На совместные испытания были представлены 7 серийных КР П-5С завода № 292 с системой управления АП-70А, из них 5 на первый этап (пуски с качающегося стенда в в/ч 15644) и 2 на второй этап (пуски с ПЛ пр. П-613 в в/ч 09703).
В целях обеспечения своевременного проведения испытаний изделий П-5 на полигоне в в/ч 15644 приказом по ОКБ-52 от 11.08.1958г. утверждён состав участников испытаний, обязанности зам. ответственного технического руководителя возложены на зам. главного конструктора М.И. Лифшица, начальником экспедиции назначен К.А. Иншаков, ведущим инженером по лётным испытаниям - И.М. Шумилов.
Возложены обязанности ведущих инженеров бригад:
по системам планера и СА – на В.Г. Биденко;
по гидросистеме – на В.И. Лурье;
по двигательной установке – на Л.И. Грибанова;
по системе управления – на В.Е. Самойлова;
по системе телеметрии – на В.М. Гульдана;
по наземному оборудованию – на М.А. Козлова;
по системе стартового электрооборудования – на Б.М. Денисова;
по бригаде расчётов и обработки материалов – на З.Ж. Жафярова;
по спецаппаратуре – на В.И. Федулова.
Пуски ракет в в/ч 15644 проводились в январе-феврале 1959 года: № 0401 – 20 января, № 0103 – 3 февраля, № 0702 – 10 февраля, № 0902 – 17 февраля, № 0302 – 25 февраля. Такой рекордный темп пусков – еженедельно в течение месяца – был достигнут благодаря слаженному труду испытателей от ВМФ и промышленности. Задачи пусков были выполнены.
По результатам этих пусков комиссия приняла решение перейти к пускам с ПЛ. Эта часть совместных испытаний проводилась в в/ч 09703 стрельбой КР П-5С с подводной лодки пр. П-613 на дальность 400км в Баренцовом море.
Приказом по ОКБ-52 от 05.08.1958г. утверждён состав участников экспедиции по проведению испытаний изделий АС в в/ч 09703. Ответственным техническим руководителем по проведению испытаний изделий АС назначен В.А. Ряполов (позднее – А.И Эйдис), начальником экспедиции назначен В.И. Мацюк, ведущим инженером по испытаниям - Э.Л. Голодницкий (позднее – А.Г. Жамалетдинов). Назначены ведущими инженерами:
по планеру, СА, наземному оборудованию – А.Н. Русинов;
по гидросистеме – Ю.М. Босов, В.И. Лурье;
по двигательной установке – А.П. Коцюмаха;
по системе управления – В.И. Уткин;
по телеметрии – В.А. Ставицкий;
по старту и электрооборудованию – Б.М. Рыжановский.
Состав экспедиции – 47 чел., из них 14 из Реутова, в том числе: М.И. Чудаков, Б.Д. Разумнов, М.М. Спринцсон, В.К. Шило, Г.И. Николаев, Н.М. Сагателян, А.Я. Петрунько, Д.В. Герасимов, Н.С. Исаев и другие. Остальные – с Московской территории.
Приказом Генерального конструктора от 15.03.1959г. ведущим инженером по проведению совместных с ВМФ испытаний крылатых ракет П-5 в в/ч 09703 назначен И.М. Шумилов.
Пуски двух ракет: № 0502 17 марта и № 0402 7 апреля 1959 года – проводились при волнении моря 3 балла и скорости хода ПЛ 4 узла. Задание было полностью выполнено.
По результатам всех пусков комиссия констатировала, что старт ракет с автоматическим раскрытием крыла в полёте надёжен и безопасен, ракета показала хорошие качества; система управления, маршевый двигатель, гидросистема, остальные системы и агрегаты работают нормально. Выводы комиссии содержали следующее:
1.Основные задачи программы совместных испытаний выполнены;
2.Тактико-технические характеристики КР П-5С в основном удовлетворяют требованиям ТТЗ ВМФ.
Комиссией было сделано заключение, пункт 1 которого утверждал:
«Учитывая положительные результаты совместных испытаний, рекомендовать принять крылатую ракету П-5С с системой управления АП-70А на вооружение подводных лодок Военно-Морского флота.
Создание крылатой ракеты П-5 для стрельбы с ПЛ по береговым целям является новым и значительным шагом в развитии реактивного вооружения ВМФ. Крылатые ракеты П-5, являющиеся мощным и эффективным оружием, значительно расширяют тактические возможности ПЛ. Принципиально новая конструкция ракеты, обладающей раскрывающимися в полете крыльями, позволяет разместить на ПЛ большое количество ракет, производить стрельбу непосредственно из контейнера, в котором они находятся, и сократить время пребывания ПЛ в надводном положении перед стрельбой».
Акт комиссии утверждён Главкомом ВМФ и руководством ГКАТ, ГКС и МСМ 23 апреля 1959 года.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 19 июня 1959 года (приказ Председателя ГКАТ от 01.07.1959г.), придавая особо важное значение вооружению ПЛ реактивным оружием и отмечая положительные результаты испытаний КР П-5 с раскрывающимися в полёте крыльями конструкции ОКБ-52 (генеральный конструктор Челомей), приняли предложение Министерства обороны СССР (Малиновского, Горшкова) о принятии на вооружение подводных лодок ВМФ крылатой ракеты П-5 с автономной системой управления АП-70А и комплексов наземного контрольно-проверочного и эксплуатационного оборудования. Утвердили основные тактико-технические данные КР П-5, выделили 4 млн. руб. для премирования работников по системе П-5.
Приказом Председателя ГКАТ от 30.06.1959г. «Об увеличении серийного производства КР П-5» по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1959г. и в целях увеличения выпуска КР П-5 завод № 99 Бурятского СНХ определён второй базой для серийного производства КР П-5.
В период с 1959г. по 1962г. комплекс П-5 внедрялся на вооружение подводных лодок различных проектов.
За разработку и создание комплекса П-5 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1959г. коллектив ОКБ-52 был награжден Орденом Ленина, а 505 непосредственных участников работы – правительственными наградами.
Звание Героя Социалистического Труда было присвоено В.Н. Челомею, Орденами Ленина были награждены Ф.Н. Андрюшин, В.Н. Бугайский, И.К. Денисов, А.Г. Жамалетдинов, В.Ф. Маликов, М.П. Сахаров, В.В. Сачков, А.А. Тавризов.
В апреле 1959 года за выдающиеся достижения в области науки и техники авторскому коллективу в составе: В.Н. Челомей, С.Б. Пузрин, М.И. Лифшиц, В.Е. Самойлов, В.А. Модестов, А.И. Коровкин, И.М. Шумилов, С.Н. Хрущёв, В.В. Крылов, главный конструктор ЦКБ-18 П.П. Пустынцев, главный конструктор НИИ-923 Е.Ф. Антипов – была присуждена Ленинская премия.
Это была победа всего нашего коллектива, первая большая победа. Коллектив поверил в свои силы, руководство страны поверило в наш коллектив.
На снимках:

  1. Старт ракеты П-5 с подводной лодки проекта 659.
  2. Испытатели на корабле сопровождения. От ОКБ-52 (слева направо): 3-й - Н.Г. Орешкин, 4-й - С.А. Альперович,  5-й - А.М. Степанов, 7-й - В.Е. Самойлов, 8-й - В.Н. Бахмурный, 10-й Б.К. Шапиро, 13-й- А.Я. Петрунько, 14-й В.Г. Биденко.
  3. Митинг, посвященный вручению предприятию Ордена Ленина. На трибуне Н.С. Хрущев, М.С. Буденный и другие. Выступает В.Н. Челомей.

Подготовили сотрудники НИЦ 00-40:
В. Поляченко, Л. Смиричевский, Е. Кулешов

 

 

К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ

Юбилей цеха, отдела, предприятия – это всегда прекрасный повод для ветеранов производства ещё раз вспомнить этап самого зарождения, начала «большого» пути, а также поделиться своими воспоминаниями с молодёжью.
Так, 12 сентября, в 50-летний юбилей цеха №7, созданного в 1960 году приказом №531 Руководителя предприятия, его ветераны, стоявшие у самых истоков организации цеха, с удовольствием вспоминали былые времена.

Память бесценна
- 50 лет – это довольно большой путь, пройденный цехом и всеми его сотрудниками, - вспоминает Лев Белкин. – Начиналась наша работа в корпусе №1, но после многочисленных «переездов» мы навсегда обосновались в «низкой зоне» корпуса №33.
За всё время существования цеха на посту его руководителя сменялись (поочерёдно): Владимир Соколов, Николай Попков, Владимир Будаев, Александр Ермаков, Александр Буряков и, наконец, Данил Михайленко.
Специалистами цеха №7 всегда выполнялось множество работ по космической и военной тематике. Как одна из самых трудных работ до сих пор вспоминается изделие «Метеорит».
- Этот проект забрал у нас очень много сил и здоровья, – продолжает Лев Николаевич. – Ведь в то время самый тяжёлый в обработке металл (титан) приходилось «колотить» вручную. До сих пор люди, работавшие с титаном, получают различные группы инвалидности, уходя при этом на заслуженный отдых.
Тем не менее, все тогда жили, «горели» работой. Трудились не «за деньги», а «за идею». Работая порой сверхурочно, выполняли поставленные перед ними задачи. Работа над каждым изделием всегда доводилась до логического завершения.
- Сегодня понимаешь, что все наши труды были не напрасны, всё было сделано не зря, - анализирует Лидия Маркелова.
– Действительно, ракетно-ядерный щит страны всё же существует до сих пор. И наш цех внёс в это огромную лепту, - поддержал коллегу Л.Н. Белкин.
Из огромного списка сотрудников цеха 60-х годов по сей день трудятся всего шесть человек: Лидия Маркелова, Александр Богородский, Борис Александров, Дмитрий Башкиров, Лев Белкин, Арнольд Авдеев. Они передают свой опыт младшему поколению, а те, в свою очередь, охотно его перенимают.
Наше настоящее
Время не стоит на месте, и производственный процесс находится в постоянном движении, внедряются новые технологии, ставятся новые задачи. А потому в канун юбилея мы решили узнать, чем же живет цех сегодня, какие планы его руководство строит на будущее.
- Данил Петрович, как бы Вы оценили состояние имеющегося в цехе оборудования, потребность в новых станках и приборах, возможность и перспективы их  обновления?
- Сегодня рассматривается вопрос о закупке и использовании на производстве нового, крайне необходимого пневмоинструмента, отвечающего всем медицинским и санитарным требованиям, особенно по виброустойчивости. Переоснащение – актуальная для нас тема. Цеху необходимы гильотина и профилегибочные станки с ЧПУ, новые сверлильные станки, так как существующие находятся не в лучшем состоянии, практически выработали свой производственный ресурс. Однако имеющееся оборудование еще достаточно надежно, несмотря на то, что некоторые из станков отработали по тридцать лет. Современные тенденции развития машиностроительного производства предъявляют особые требования, и сегодня современные, улучшенные новинки крайне необходимы, чтобы предприятие работало эффективно.
- Что мешает незамедлительно произвести закупку нового, более современного оборудования?
- Как это часто бывает, имеются определенные финансовые трудности. К сожалению, руководство нашего предприятия, на мой взгляд, обращает недостаточно внимания на обновление станочной базы производства, не всегда мы встречаем поддержку в вопросах выделения денежных средств на закупку необходимого оборудования. Кто-то думает, что мы попросту, что называется, «бесимся с жиру». Но это совершенно не так. За последние 2-3 года в цехе агрегатно-сборочного производства серьезных капиталовложений не производилось. А имеющееся оборудование стареет, отсюда часто страдает качество произведенной продукции.
- Считается, что «зарабатывающие» подразделения должны сами себя обеспечивать. Как бы Вы прокомментировали такую точку зрения?
- У нас на предприятии наблюдается очень интересная тенденция в вопросах оплаты труда: различают «зарабатывающие» подразделения и  подразделения – «накладники». Но почему-то слово «зарабатывающий» приравнивается к самофинансированию. На мой взгляд, это неправильно. Ведь что такое зарабатывающий цех? Это цех, который производит продукцию, за счет которого «живёт» все предприятие. А для этого необходима технологическая оснастка, соответствующее оборудование, а также соответствующая отработка процессов. К сожалению, почему-то многие в последнее время об этом забыли и считают, что особых усилий в нашей работе не требуется. Тогда как на самом деле обязательным условием эффективной работы слесарно-сварочного производства является чёткая, слаженная деятельность технологических, конструкторских, цеховых и других наиболее важных служб предприятия. Вот почему так остро стоит вопрос о приобретении современного оборудования. В противном случае мы потихоньку начнём скатываться на уровень гаражных автомобильных мастерских.
- Какова загруженность цеха сегодня?
- Прежде всего, важно отметить то, что слесарно-сварочный цех задействован в работе по всем темам предприятия. Ведь ни одно изделие не обходится без сборки опытных образцов.
Вообще в опытном производстве технологический цикл изделия от идеи и до её реализации проходит много этапов, которые очень растягиваются во времени. Иногда, чтобы уложиться в отведенные сроки, сотрудникам приходится работать сверхурочно.
В последнее время объемы работ значительно упали, немаловажную роль в этом сыграл кризис. Но все-таки мы стараемся выживать, проявляем инициативу в поиске заказов, по возможности стараемся брать заказы и у сторонних организаций.
- Как к сверхурочной работе относятся сотрудники?
- На мой взгляд, при правильном их стимулировании это вполне приемлемо.
- А что с кадрами?
- Сегодня можно сказать, что за последние полгода состав технологического бюро, медницкого и сварочного участков заметно обновился. Приходят люди, готовые работать, включаются в процесс, осваиваясь уже на месте. Только вот на слесарном участке пока не было пополнения, поскольку в этом производстве требуются хорошо подготовленные профессиональные кадры. К примеру, бригадиром слесарей долгое время руководил Евгений Егоров, имевший высшее образование, сегодня слесарей-сборщиков такого уровня найти трудно. Но необходимость в них, безусловно, имеется. В любом случае, можно сказать, что на 80% штат цеха сегодня укомплектован.
- Чему посвящены трудовые будни цеха в настоящее время?
- Основную часть рабочего времени наших специалистов занимает тема «102-Э», за которую мы несём большую ответственность. Также ведется работа по темам «710КС» и «Кондор-Э».
- А что руководство цеха планирует на перспективу?
- Названные проекты потребуют еще немало сил и времени, прежде чем мы сможем их отнести к «делам давно минувших дней». А в перспективе будем ждать новые работы от руководства предприятия. Ведь наше подразделение сегодня находится в достаточно хорошем, я бы сказал, максимальном составе, при котором возможно качественное и четко спланированное обеспечение работ. Совсем не хочется, чтобы люди от нас уходили из-за недостатка занятости, и, соответственно, низкой заработной платы.
Но, не смотря ни на что, цех №7 работает уже 50 лет! И если цех до сих пор «жив» и достаточно успешно функционирует, значит, это предприятию нужно. А потому хочется пожелать руководству цеха, а также всем его сотрудникам не опуская рук и дальше «бороться» за своё место под солнцем, обеспечивая работе предприятия новый, по-прежнему высокий уровень.
Юлия ГОДУНОВА