В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Автоматизация работы инженера на основе современных компьютерных технологий проектирования, технологической подготовки производства, инженерного анализа – одно из основных направлений повышения производительности, качества и экономической эффективности выпускаемой продукции. О том, как работают специалисты НПО машиностроения в области инженерии, мы узнали, побеседовав с временно исполняющим обязанности начальника службы, инженером-технологом третьей категории Службы обеспечения и внедрения сквозных CAD/CAM технологий (21-10) Александром Крючковым.

- Александр, расскажите, пожалуйста, немного об истории становления службы 21-10.  В ее названии присутствуют иностранные аббревиатуры (CAD/CAM), значение которых может быть, не всем понятно. Объясните, что стоит за этими сокращениями?
- Наша служба существует уже 25 лет, с 1 июня 1984 года. Сначала был создан отдел 21-48, затем в 2000 году он получил другое цифровое обозначение - 21-40, и только в 2005 году образовалась служба 21-10. История нашего подразделения обширна и интересна, за все время своего существования она выполняла очень важные для  предприятия задачи, занимаясь автоматизированным проектированием.
Что же касается аббревиатур CAD/CAM – это конструкторские и технологические системы, которые используются нами в работе. CAD (computer-aided design) – система для автоматизированного проектирования, CAM (computer-aided manufacturing) – система автоматизированного производства. Создание изделий и средств технологического оснащения на основе трехмерного моделирования, разработка конструкторской документации, подготовка управляющих программ для оборудования с ЧПУ (числовое программное управление) – для решения этих задач используется целый спектр CAD/CAM-систем. Эти системы находят все более широкое применение во всех отраслях промышленности, и за последнее десятилетие в нашей стране накоплен достаточно большой опыт их использования. Есть также система CAE, которая включает в себя широкий спектр задач, сюда входят и различные модули на проверку прочности, то есть необходимые расчеты для инженеров. CAE-системы позволяют выполнить анализ и оптимизацию проектных решений.
- С какими программами и приборами приходится работать специалистам вашей службы?
- Мы неизменно работаем с программой PRO- engineer –системой твердотелого моделирования. Сначала она появилась у нас, а впоследствии  вошла в пользование предприятий Корпорации. Для ознакомления с этой программой к нам неоднократно приезжали специалисты этих предприятий, и мы специально для них проводили обучение.
Но не только для обучения приезжают к нам специалисты-смежники. Так, например, в позапрошлом году мы оснастились контрольно-измерительной машиной под названием «Faro Arm» («Рука»). На нашу службу была возложена задача информационного сопровождения измерения на этой машине. Аналогичная машина была куплена в          ОАО «УНИИКМ» г. Пермь, которое входит в состав Корпорации. Это было ново и для нас, и для «УНИИКМ». Специально по такому случаю мы встречались со специалистами этого предприятия, делились с ними опытом работы. Мы рассказывали им о том, как у нас происходит процесс измерения, а они – о своей специфике в данном направлении, говорили о том, какие подразделения под это созданы и какова методика измерения. Информационное сопровождение контрольно-измерительной машины было обеспечено сразу с момента ее появления. Была организована учеба, несколько сотрудников прошли аттестацию по пользованию «Faro Arm». В том числе курс обучения прошел и сотрудник нашей службы, который на сегодняшний день нам очень помогает в эксплуатации машины.
Наших специалистов связывают тесные  профессиональные контакты с коллективом «УНИИКМ». Они выступают в роли заказчиков, а мы проектируем технологическую оснастку.
- Александр, а что из себя представляет эта контрольно-измерительная машина?
- Это уникальный контрольно-измерительный инструмент от швейцарской фирмы «FARO Technologies, Inc». Он действительно напоминает механическую руку в виде некоего штатива с несколькими коленами, который можно легко переносить и устанавливать даже на обычном столе. С помощью системы специальных датчиков осуществляется съем данных с ряда ключевых точек на поверхности деталей, а затем специальные программные пакеты позволяют либо сверить эти данные с математической моделью, либо создать такую модель. Такой тщательный геометрический контроль важен, к примеру, при изготовлении корпусов электроприборов, многочисленных деталей автомобиля, различных литьевых заготовок, крупных пресс-форм и штампов, важных сварных конструкций. Очень полезна и вторая функция «руки» - восстановление необходимой геометрии.
- Какие задачи на сегодняшний день стоят перед службой 21-10?
- Назову некоторые из них. Во-первых, проектирование сложноконтурной технологической оснастки, в том числе и для предприятий корпорации, в частности, для «УНИИКМ». У нас есть отдельное конструкторское бюро, которое этим занимается. Во-вторых, разработка и внедрение постпроцессоров для станков с ЧПУ, которая ведется еще с давних времен. Когда приходит оборудование с ЧПУ, необходимо адаптировать его к нашим системам, и занимается этим главный специалист нашей службы по созданию постпроцессоров Николай Павлович Рохлецов. В-третьих, работа над 3D-моделеями в системе PRO- engineer предполагает и создание 3D-модели самого исходного изделия, и создание 3D-модели технологической оснастки. И, в-четвертых, технологическое сопровождение при изготовлении деталей на цехах предприятия. Специалисты нашей службы создают управляющие программы для всего спектра оборудования с числовыми программами управления в 2, 20, 9, 7 цехах.
- В чем состоит специфика работы специалистов службы 21-10 на сегодняшний день?
- Сравнивая прежние методы создания управляющих программ с настоящими, мы невольно видим большую разницу. Дело в том, что раньше применялся метод бесконечных элементов, то есть, мы задавали геометрию (плоскости, цилиндры) и до конца не видели, что из себя представляет деталь. И здесь очень помогла уже неизменно используемая нами программа PRO- engineer. Она позволяет визуально оценить конструкцию детали, стыкуемость деталей в сборке, время обработки, необходимые технологические параметры, а также полностью спроектировать весь производственный процесс. В предыдущих системах это было сложно сделать. И, конечно же, сейчас меньше времени затрачивается на проектирование. Мы никогда не сидим без работы, постоянно используется оборудование с ЧПУ, потому что без этого невозможно сделать сложноконтурную оснастку - штампы, сборочные приспособления, с помощью которых получается основное изделие (геометрия на сегодняшний день очень сложная). Предприятие не ограничивается одним изделием, продолжая работать в разных направлениях, поэтому постоянно корректируется документация, создается что-то новое. Нам всегда нужно выдавать новый продукт.
- С каким оборудованием в основном вам приходится работать?
- Оборудование - обычный персональный компьютер. Система, конечно же, каждый раз обновляется и каждый раз с лучшими техническими характеристиками. Так, например, в позапрошлом году мы получили новый компьютер, что на сегодняшний день позволяет нормально работать, ведь еще 2-3 года назад в техническом плане мы испытывали постоянные проблемы. Но, тем не менее, замена оборудования нужна всегда, и этот процесс идет полным ходом. Так, наш официальный поставщик программы PRO- engineer компания «Сальвер», г. Воронеж, постоянно совершенствует эту программу, и поэтому для каждой новой версии необходимо больше оперативной памяти и улучшенная электронно-вычислительная техника. В любом случае, пока мы справляемся. Но прогресс не стоит на месте и в технике, и в самом программном обеспечении.
- Расскажите, пожалуйста, о кадровом составе службы. Можно предположить, что в специалистах соответствующего уровня всегда есть дефицит.
- В нашей службе 16 человек, из них три женщины, а остальные мужчины. Практически все они имеют высшее образование, и это логично, потому что работа с вычислительной техникой требует особенной, хорошей подготовки. Активно ведется работа по привлечению молодежи. В частности, широко используется такой метод. Каждый сотрудник, имеющий высшее образование, по возможности связывается с учебным заведением, которое заканчивал, и предлагает выпускникам работу на нашем предприятии. Большую роль играет кадровая политика, проводимая в НПО машиностроения в вопросах привлечения молодых специалистов, например,  всем известная ипотечная программа.
Но столь активная работа по привлечению молодежи  совсем не означает, что «старички» у нас работают плохо, а даже совсем наоборот. В нашем подразделении трудятся очень опытные специалисты, доки своего дела, к которым всегда можно обратиться по технике и по инструменту, и они никогда не откажут в помощи. Такие они у нас отзывчивые! К их числу относится и руководитель нашей службы Николай Ильич Ковяков, с которым я очень давно имею честь работать. Мы все ценим его за мудрость, справедливость, а также непредвзятое отношение к каждому сотруднику. Более того, к нему всегда можно обратиться по любому вопросу, будь то рабочий момент или же просьба дать совет для решения личных проблем. Он очень открытый для общения человек.
- С какими проблемами приходится сегодня справляться службе 21-10?
- У нас не хватает системного администратора. Ведь за каждым сотрудником должно быть закреплено определенное рабочее место, соответственно, если возникают проблемы незнакомого нам характера, у нас попросту не всегда хватает знаний для того, чтобы переустановить оборудование, оценить степень сложности поломки. Приходится обращаться за помощью к специалистам службы 28-01. Они помогают, но нам все же не хочется каждый раз их беспокоить по мелочным проблемам. Поэтому в большинстве случаев возникающие трудности пытаемся преодолеть своими силами. Так вот на такие случаи нам необходим один специалист в нашем штатном расписании, который решал бы задачи такого рода.
- Какие у вашего подразделения перспективы и планы на будущее?
- Дело в том, что каждое предприятие, входящее в состав Корпорации, работает в 3D-моделировании по своим  определенным законам, определенного стандарта по Корпорации нет. Поэтому впоследствии хотелось бы все-таки установить этот стандарт. Нужно это для того, чтобы 3D -модели, которые мы получаем, были высокого уровня исполнения. И этот высокий стандарт в большинстве случаев избавит от всевозможных проблем в данном вопросе.
- И в заключение нашей беседы хотелось бы узнать, почему Вы и Ваши коллеги считают свою работу увлекательной, интересной, даже творческой?
- Каждый раз очень завораживает то, что виртуально созданная деталь на компьютере впоследствии становится реальной. Ведь придумать можно все, что угодно, а воплотить в жизнь - увы.

На снимке: коллектив службы 21-10
Ю. Годунова

 

 

Все на выборы… Тарифного плана

Правление Федеральной службы по тарифам России с 1 февраля 2007 года установило тарифные планы на услуги местной телефонной связи. Абонентам предложили три обязательных тарифных плана, предполагающих абонентскую, повременную или комбинированную системы оплаты.
Реутов переходит на новую систему оплаты с 1 октября. Но жители, судя по настроению сотрудников нашего предприятия, к нововведению оказались не готовы.
Виной тому – отношение к информированию абонентов со стороны ОАО «ЦентрТелеком».
 – Мы предупреждали в квитанциях об оплате еще в апреле, - сказали редакции в абонентском отделе АТС. Пришлось проверить у себя и попросить других: в квитанциях, в той части, что остается для контроля у абонента, информации о новых тарифах и сроках не было. В последнем августовском номере «Реута» «ЦентрТелеком» сообщил о «возможности выбора» тарифного плана с 1 сентября, но почему-то только  абонентам АТС-791.
Помню, как это происходило у наших соседей за МКАД. Радио, телевидение, окружные газеты несколько месяцев разъясняли, отвечали на вопросы. Ведь важно, чтобы абонент делал свой выбор осознанно, разобравшись в плюсах и минусах новых тарифов.
Попробуем разобраться. На самом деле, нам предлагают шесть вариантов: абонентский, повременный, комбинированный-375, комбинированный-450, социальный и выходной. Самый дорогой - абонентский. Здесь все ясно, говори, не хочу. За этот вариант нужно выложить 380 рублей вместо нынешних 237.
С остальными тарифами сложнее. В каждом из них есть фиксированная плата за обслуживание линии – 140 рублей, дополнительная плата за количество минут базового объема в зависимости от выбранного тарифа и стоимость минуты (от 26 до 38 копеек), в случае превышения базового объема.
Суть комбинированных тарифов в том, что абонент получает ограничение на разговор - 6 часов 15 минут в месяц («Комбинированный-375») и 7 часов 30 минут («Комбинированный-450)». За превышение придется платить дополнительно.
Для многих будет интересен тариф «Социальный». Это самый дешевый тариф – 164 рубля и 1 час 40 минут разговора в месяц. Этот тариф подойдет не только малообеспеченным или одиноким людям, но и многим из тех, кто звонит в основном в Москву или другие города. Для этой категории 100 минут в месяц для звонков в пределах Балашихинского района будет вполне достаточно.
Тех, кто в будни рано уезжает из дома и поздно возвращается, заинтересует тариф «Выходной». В этом тарифе звонки в выходные и официальные праздники не ограничены. В рабочие же дни действует по сути повременка. Стоимость минуты в будни составит 30 копеек.
Для «молчунов» лучше подойдет повременный тариф. Здесь придется платить 30 копеек за минуту только по факту звонка.
При выборе тарифа нужно просчитать различные ситуации. Первое, о чем надо помнить, - учитываются только исходящие звонки. Все варианты тарифов действуют только для местных соединений, а местная связь – это звонки в пределах Балашихинской АТС. Последнее замечание относится к абонентам АТС-661, «наказанных» областным кодом 498. Для абонентов АТС-495 звонки в Москву учитываются как местные.
Многие при звонках по мобильнику перераспределили ответственность за оплату в зависимости от материального положения родственников или друзей. Так же можно поступить при выборе тарифа. При выборе тарифного плана у каждого абонента есть свои «за» и «против». К примеру, для многих пользователей Интернета стационарный телефон давно не актуален.
Связисты пока не отказались от планов по объединению Москвы и области в одну зону. Названные сроки давно прошли, но если такое случится, многим придется пересмотреть свой выбор. Печалиться по этому поводу не стоит. С 2007 года плата за изменение тарифа отменена, ограничений на число переходов нет. Этим можно воспользоваться, уезжая в отпуск или на дачу.
Переход на новые тарифы в Реутове будет происходить постепенно для обладателей всех телефонов. Первыми до 1 октября должны определиться абоненты АТС-661. В сентябре их обзванивал автоинформатор. Остальным волноваться не стоит, до них тоже «достучатся». Как пояснили на АТС, автоинформатор будет звонить до тех пор, пока в квартире не поднимут трубку. У абонентов других номеров есть время все взвесить. Написать заявление можно уже сейчас, не дожидаясь приглашения. Если до указанного срока заявление о выборе тарифа от абонента не поступит, по умолчанию придет квитанция за абонентский вариант – 380 рублей.
Льготников волнует, как же будет реализована компенсация за телефон. Заместитель начальника Управления социальной защиты Л. Шестакова пояснила, что независимо от выбора, льготнику на сберкнижку поступит 50% от стоимости самого дорогого абонентского тарифа.
От новых правил оплаты телефонных услуг одни выиграют, другие потеряют. Для связистов главное – не проиграть им самим. Судя по всему, мы за них переживать не должны. После перехода на новую систему оплаты в Москве более половины абонентов (по некоторым данным до 80%) добровольно согласились на почти двукратное повышение платы за телефон, выбрав абонентский вариант.
Связь - это бизнес. Абоненты могут порадоваться за «ЦентрТелеком», который вошел в список крупнейших компаний России. В первом полугодии 2009 года доходы ОАО «ЦентрТелеком» выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,53% и составили 2927млн. рублей. При этом количество основных телефонных аппаратов выросло лишь на 0,27%. Главным направлением экономической деятельности компании стали Интернет (рост доходов почти на 40%) и прибыль от сдачи активов в аренду (52%).
Подготовил
С. Славинский

 

 

ГАРАНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРИТЕТА

35 лет назад, 26 сентября 1974 года, был принят на вооружение РВСН комплекс РС – 10М с ракетой УР – 100У, имеющей разделяющуюся головную часть с тремя боевыми блоками.

Разработка комплекса 15П120У осуществлялась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1970 года. Основной задачей, решаемой при создании комплекса 15П120У, было повышение боевой живучести за счет повышения стойкости к сейсмическому воздействию на ракету в шахтной пусковой установке, а также на командные пункты РК.
Ракета УР-100У по своей конструкции была аналогична ракете УР-100К, за исключением введения в конструкцию ракеты двух дополнительных амортизационных поясов для крепления ракеты в ТПК.
ТПК по своей конструкции в основном аналогичен ТПК ракеты УР-100К, доработке подвергалась конструкция узлов подвески ТПК в системе амортизации шахтной пусковой установки. Ракета в ТПК устанавливалась в ШПУ в системе амортизации новой разработки, обеспечивающей снижение нагрузок на ракету от сейсмических воздействий до приемлемого уровня.
Шахтная пусковая установка – новой конструкции, создаваемая на базе шахтных пусковых установок РК 15П120. Повышение стойкости пусковой установки обеспечивалось упрочнением конструкции строительного сооружения ШПУ, переносом наземной аппаратуры системы управления и обеспечивающей аппаратуры в оголовок (аппаратурный отсек), скрепленный со стволом ШПУ, и внедрением защитного устройства ШПУ новой конструкции с откидывающейся крышей.
ШПУ и система амортизации разрабатывались филиалом № 2 ЦКБМ. Эта работа стала первой работой филиала № 2 по созданию шахтных пусковых установок. Защитное устройство ШПУ создавалось ЦКБ ТМ (главный конструктор В.Н. Соловьев).
Для проведения наземной экспериментальной отработки в части ударостойкости и ударопрочности ракеты в ТПК и наземной аппаратуры в ЦКБМ были в кратчайшие сроки разработаны, изготовлены и смонтированы механические ударные стенды. Был создан уникальный механический ударный стенд, обеспечивший проведение испытаний полноразмерной ракеты УР-100У в ТПК. Одна из серийных ракет после испытаний на эксплуатационные нагрузки на этом стенде была успешно запущена. Большому объему испытаний на маятниковом ударном стенде была подвергнута наземная аппаратура комплекса. Результаты испытаний подтвердили правильность принятого решения о возможности установки этой аппаратуры в оголовке ШПУ без всякой амортизации, что упрощало и удешевляло ее монтаж.
Командный пункт – новой разработки (ЦКБ ТМ), шахтного базирования, унифицированный для применения в составе различных ракетных комплексов. Размещение командного пункта в системе амортизации в шахтном укрытии, по своей конструкции аналогичном шахтным пусковым установкам, обеспечило существенное повышение стойкости КП к сейсмическим воздействиям ядерного взрыва, а монтаж аппаратуры на заводе обеспечил существенное (в несколько раз) сокращение времени развертывания и постановки КП на боевое дежурство.
Летные испытания РК 15П120У проводились с 16 июня 1971 года по 30 января 1973 года. Техническим руководителем испытании являлся В.Н. Челомей. Всего было осуществлено 19 пусков ракет УР-100У с обеими вариантами головных частей.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1974 года ракетный комплекс 15П120У был принят на вооружение.
Работы по созданию РК 15П120У были отмечены Ленинской и Государственной премиями. Лауреатами стали следующие сотрудники ЦКБМ и предприятий кооперации.
Ленинская премия: Л.Л. Балашов, В.Н. Вишневский, А.А. Гречко, Н.А. Кривошеин, Н.П. Мельников.
Государственная премия: Б.Н. Бальзамов, В.М. Барышев, Б.Г. Бритков, Г.А. Ефремов, Б.Г. Калиниченко, Г.Н. Малиновский, Я.Б. Нодельман, В.А. Окунев, В.И. Решетников, В.Е. Самойлов, И.Д. Тращенков, Э.Н. Чубаров.
Удостоены звания Героя Социалистического Труда Г.Р. Ударов и К.Н. Сердюк.
Развертывание РК 15П120У осуществлялось с 1973 по 1975 годы. Всего было развернуто 110 ракет УР - 100У. РК 15П120У находился на боевом дежурстве до 1983 года. В 1974 году количество развернутых ракет разработки ОКБ-52/ЦКБМ (УР-100, УР-100М, УР-100К и УР-100У) достигло максимума и составило 1030 штук. Ракеты семейства УР-100 составили основу группировки РВСН (65% от количества развернутых в 1974 году МБР) и внесли определяющий вклад в создание количественного и качественного паритета стратегических сил СССР и США.
По материалам книги
«60 лет самоотверженного труда во имя мира»

 

 

ГЛОБАЛЬНАЯ РАКЕТА

45 лет назад, 24 сентября 1964 года, во время показа В.Н. Челомеем новых проектов ракетно-космических систем Н.С. Хрущеву, Л.И. Брежневу, руководителям Министерства обороны и ракетных войск стратегического назначения был проведен седьмой по счету пуск ракеты УР- 200 с площадки № 90 полигона Байконур. Пуск был успешный, руководители выразили одобрение проектам ОКБ-52.

Разработка универсальной баллистической ракеты УР-200 (8К81), начавшаяся в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16.03.1961г. № 258-110 и от 01.08.1961 г. № 689-288, стала первой работой ОКБ-52 в области ракетных комплексов с БР и ракет-носителей. Изначально было задано создание УР-200 в вариантах ракеты-носителя космических аппаратов (КА) и межконтинентальной баллистической ракеты. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.03.1962 г. № 243-117 была задана разработка на базе УР-200 орбитальной межконтинентальной ракеты УР-200А с двумя вариантами головных частей (без маневра на траектории и обладающей маневром на траектории в двух плоскостях за счет использования аэродинамического качества). Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16.04.1962г. № 346-160 «О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей космических объектов» было принято решение о сосредоточении сил и ресурсов КБ, НИИ и промышленности на создании в числе других образцов ракетной техники «универсальной ракеты УР-200 в варианте межконтинентальной ракеты с баллистической траекторией для транспортировки спецзаряда ... и глобальном варианте для доставки к цели спецзаряда … с началом летных испытаний – IV квартал 1963 г.»
В соответствии с указанными постановлениями ракета УР-200 создавалась в следующих вариантах:
УР-200 – ракета-носитель и межконтинентальная баллистическая ракета;
УР-200А – орбитальная межконтинентальная (глобальная) ракета с неманеврирующей или маневрирующей в атмосфере головными частями.
В разработке, как перспектива развития ракеты УР-200, также находились:
УР-200Б – универсальная ракета с повышенной по сравнению с УР-200 энергетикой;
УР-200В – вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);
УР-200УВ – вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности.
Для оснащения ракеты УР-200 разрабатывался комплекс средств противодействия противоракетной обороне ПРО (КСП ПРО).
На базе УР-200 также прорабатывался комплекс с ракетой УБ, предназначенной для поражения военно-морских объектов противника самонаводящейся головной частью.
Ракеты УР-200 и УР-200А должны были обеспечивать:
- выведение КА «ИС» со стартовой массой до 1600 кг. на орбиту 250-300 км;
- выведение КА «УС» со стартовой массой до 2500 кг на эллиптическую орбиту с апогеем 264 км;
- доставку неуправляемых боевых блоков (ББ) массой до 2500 кг на максимальную прицельную дальность 12000 км и массой до 2000 кг – на 14000 км с точностью не хуже ±4 км по дальности и ±3 км по боковому отклонению;
- выведение головной части с маневрирующей авиационной баллистической головкой АБ-200 на орбиту высотой порядка 150 км.
Наземное технологическое оборудование для эксплуатации ракеты УР-200 было разработано филиалом № 2 ОКБ-52. Задачей этого предприятия первоначально была разработка наземного технологического оборудования для изделий разработки ОКБ-52, впоследствии филиал № 2 осуществлял также разработку транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) для ракет семейства УР-100 и ШПУ для ракетных комплексов 15П120У, 15П130, 15П130П и 15П135.
Комплекс наземного оборудования и стартовый комплекс в сочетании с другими системами обеспечивали для всех вариантов ракеты УР-200 высокую боеготовность ракетного комплекса.
Основным координирующим органом работ кооперации по созданию УР-200 являлся Совет главных конструкторов, возглавляемый В.Н. Челомеем.
Большое внимание было уделено наземной отработке ракеты и составляющих элементов. С этой целью было не только использовано оборудование уже имеющихся лабораторий, но и построены новые специальные стенды и испытательные устройства.
Следует также отметить, что, будучи крупнейшим специалистом в области колебаний, В.Н. Челомей особое внимание уделил динамическим испытаниям ракеты УР-200. По его указанию на специально построенном для этой цели испытательном стенде были проведены частотные испытания 1 и 2 ступени в вертикальном положении с заполненными баками. Подобного рода испытания проводились в Советском Союзе впервые. Основной целью проводившихся исследований было определение влияния продольных колебаний, возникающих в результате воздействия больших масс топлива, на поперечную устойчивость корпуса и его прочность. Испытания проводились в течение двух лет (с 1961 г. по 1963 г.). Их результаты были использованы для совершенствования конструкции ракеты УР-200 и успешно применены в дальнейшем. На испытательном оборудовании полигона Байконур проводились исследования колебаний изделия типа «ветровой резонанс». Помимо этого, проведены частотные испытания отсеков и отдельных конструктивных элементов ракеты в динамической лаборатории филиала № 1. Успешные результаты этих испытаний дали уверенность в том, что ракета имеет достаточные запасы динамической прочности и устойчивости, и летные испытания эту уверенность в полной мере подтвердили.
Летные испытания ракеты УР-200 проводились на полигоне ЦНИИП-5 МО с ноября 1963 г. по октябрь 1964 г. Всего было выполнено 9 пусков ракеты.
Хотя летные испытания проводились вполне успешно, и реализуемость заданных тактико-технических характеристик (ТТХ) ракеты была подтверждена, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.07.65 г. № 532-205 разработка ракеты УР-200 и всех ее вариантов была прекращена. Мотивировкой прекращения работ являлось то, что ракета по своим ТТХ ненамного превосходит уже стоящую на вооружении ракету Р-16 и уступает находящейся в разработке ракете Р-36 ОКБ М.К. Янгеля, а в качестве РН – обладает недостаточной энергетикой для выведения на орбиту перспективных КА.
Можно без преувеличения сказать, что период создания баллистической ракеты УР-200 и ее вариантов сыграл важную роль в становлении ОКБ-52, как предприятия-разработчика ракетных комплексов с баллистическими ракетами и ракет-носителей. Принципиальным моментом стало также и то, что в «клуб» разработчиков стратегических ракет и ракет-носителей вступил новый коллектив, обладающий высокой научной и инженерной квалификацией, а также новыми идеями и принципами построения ракетных комплексов с баллистическими ракетами. Эти идеи и принципы были реализованы в последующих ракетных комплексах разработки ОКБ-52/ЦКБМ/НПО машиностроения и во многом определили пути развития отечественных стратегических сил.
По материалам книги
«60 лет самоотверженного труда во имя мира»

 

 

Динамические системы:  от простого к сложному

Продолжение. Начало в № 12 (957), 15-16 (960-961), 17 (962), 18 (963), 19 (964), 21 (966), 22 (967), 24 (969), 25 (970), 26 (971), 27 (972), 28 (973), 31 (976)

После окончания в 1937 году Киевского авиационного института имени К.Е. Ворошилова Владимира Николаевича Челомея пригласили работать в Институте математики Академии наук Украинской ССР в Киеве. Но со своей альма-матер, Киевским политехническим институтом, он не порвал, а стал там читать лекции студентам.
В Институте математики он продолжил работу по динамической устойчивости упругих систем. Проблема эта очень важная. Любая машина в определенной мере есть упругая система, то есть детали, ее составляющие, под воздействием нагрузок при работе меняют свою форму и размеры. Эти изменения в упругой системе должны самопроизвольно исчезать при снятии нагрузок.
Ну, например, коленчатый вал двигателя при работе самого двигателя испытывает воздействие многих сил, которые деформируют его. Важно, чтобы система была динамически устойчивой. Потеря устойчивости может стать причиной разрушения, как отдельного элемента конструкции, так и ее самой в целом.
Для сложных динамических систем, а таковыми, например, являются элементы работающего авиационного двигателя, не говоря уж о нем самом, решение этой задачи весьма затруднено.
Владимир Николаевич внес большой вклад в решение проблемы устойчивости динамических систем. Он подошел к проблеме глобально. Сумел впервые в самом общем виде применительно к этому разделу механики описать упругую систему при динамическом воздействии пульсирующих сил: представить ее в виде бесконечной системы линейных дифференциальных уравнений с периодическими коэффициентами. Как говорят, «в лоб» или иначе, применяя какой – либо метод, такую задачу решить не удается.
Челомей разработал приближенный метод расчета таких систем. Он сумел свести исследования сложной динамической системы к ряду более простых систем, описываемых дифференциальными уравнениями второго порядка с периодическими коэффициентами. А с ними уже работать значительно легче.
Особенно важное значение в этой работе Владимира Николаевича имели полученные им практические рекомендации для определения областей неустойчивости подобного рода систем.
 «Естественно, - писали академики Н.Н. Боголюбов и Л.И. Седов, - что проблему динамической устойчивости упругих систем в научно-технической литературе связывают с основополагающими результатами В.Н. Челомея».
С 1935 по 1939 гг. В.Н. Челомеем написаны 17 научных статей.
1937– 1938 годы были наиболее плодотворными для молодого специалиста. В этот период в «Трудах Киевского авиационного института» выходят 14 серьезных научных работ В.Н. Челомея.
1. «Об устойчивости движения» - 1935 г;
2. «О новом методе определения резонансного числа оборотов коленчатых валов», труды КАИ-1, апрель 1936 г.;
3. «Теория пружин», труды КАИ (из цикла лекций сентябрь – октябрь – 1936 г.);
4. «К вопросу о границах прочности движения», труды КАИ-VIII (февраль-1937 г.);
5. «Об упругих поперечных колебаниях балок переменной жесткости» труды КАИ-VIII (март-1937 г.);
6. «Точная теория маятникового демпфера», труды КАИ-Х (март-апрель –1937 г.);
7. «О колебаниях стержней, подверженных действию периодически меняющихся продольных сил», труды КАИ-VIII (май-1937г.);
8. «О расчете шатунов быстроходных двигателей», труды КАИ-VIII (апрель-1937 г.);
9. «К вопросу о колебаниях и устойчивости упругих стержней», труды КАИ VIII (май-1937 г.)
10. «Устойчивость стержней, нагруженных произвольно распределенными продольными нагрузками», труды КАИ-VIII (май-1937 г.);
11. «Итерационный процесс последовательных приближений в применении к задачам колебаний и устойчивости упругих систем», труды КАИ-VIII (май –1937 г.);
12. «Угловая скорость вращения коленчатых валов многоцилиндровых двигателей», труды КАИ-Х (май-1937 г.)
13. «Динамическая устойчивость пластин», труды КАИ-Х (июнь-1937 г.);
14. «Применение рядов к исследованию устойчивости стержней», труды КАИ-Х (октябрь-1937 г.);
15. «О продольных колебаниях на упругих связях», труды КАИ-Х (октябрь-1937г.);
16. «Об устойчивости стержней, подверженных действию продольных, периодически меняющихся, распределенных по длине усилий ", труды КАИ-X (январь-1938 г.);
17. «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций», изд. Аэрофлот.
Кроме того, в «Журнале Института математики АН УССР» вышла еще одна статья.
Приведенный перечень говорит о том, что Челомей остался верен практической теме, и еще о его увлеченности работой и огромной работоспособности. Ведь за год молодой специалист опубликовал 14 серьезных научных работ! Кроме того, вышла еще одна статья в «Журнале Института математики АН УССР».
В пятидесятых годах Челомей разработал нелинейную теорию статики и динамической устойчивости гидравлических и пневматических сервомеханизмов. Он впервые сформулировал важнейшую теорему в теории такого рода пневматических и гидравлических машин, названную им основной теоремой о начальных давлениях в силовых полостях сервомеханизмов.
В 1939 году В.Н. Челомей защищает в Киевском политехническом институте, сейчас это Национальный технический университет Украины, кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».
Кандидатская диссертация В.Н. Челомея хранится в Полтавском музее авиации и космонавтики.
На снимке: обложка кандидатской диссертации В.Н. Челомея.
Е. Кулешов
Материал из цикла передач, подготовленных для  «Радио Реутова» о жизни и трудовой деятельности Генерального конструктора, академика В.Н. Челомея (цикл IV, Сталинский стипендиат)